Воспитание ребенка 4-5 лет

 

Воспитание ребенка 4-5 лет

 

учетом возрастных особенностей.

Составители: Пронькина Н.П

                          Качканова Ю.А.

Воспитатели МАДОУ№10.

 

 

Этот период жизни ребенка можно обозначить как переход от раннего детства к дошкольному.  Малыш активно развивается, познает окружающий мир и открывает его для себя с помощью общения со взрослыми и сверстниками.

 

Развитие личности ребенка 4-5 лет.

Ребенок начинает осознавать себя в этом мире и начинает более чутко воспринимать отношение к себе окружающих. В период 4-5 лет у ребенка формируется такое важное новообразование личности, как самооценка. Процесс формирования самооценки зависит от активного общения с окружающим его миром и в первую очередь — со взрослыми. Ребенок копирует поведение родителей, старших братьев и сестер, особенно поведение, которое получает положительные отклики у окружающих.

Каждый ребенок по природе своей  хочет быть хорошим, чтобы заслужить похвалу и высокую оценку.  Поэтому важно, как  со стороны родителей, так и со стороны педагогов  поощрять подобные стремления. Если ребенок поступает хорошо, его необходимо поддержать похвалой, обязательно, указав за что, именно его хвалят.

Однако ребенку 4-5 лет очень трудно оценивать себя критически. Он может сомневаться в своих силах, но признавать свою вину ему пока трудно.

.

Общение ребенка 4-5 лет.

 

У ребенка появляется большой интерес к ровесникам, и он от внутрисемейных отношений все больше переходит к более широким отношениям с миром.

Отношения со сверстниками в этом возрасте носят четко разделенный характер на «плохих» и «хороших». Эта оценка, как правило, дается на основании мнения взрослых (воспитателей, родителей). Дети дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу. Общение со сверстниками занимает все большее место в жизни ребенка, все более выраженной становится потребность в признании и уважении со стороны ровесников. Ребенок стремится к партнерству в играх, ему уже неинтересно просто играть «рядом». Начинают складываться предпочтения по половому признаку. Игровые объединения становятся более или менее устойчивыми.

Наступает период «почемучек»: ребенок начинает задавать массу вопросов. Это происходит потому, что ведущий мотив такого общения — познавательный. Взрослый для ребенка 4-5 лет основной и непререкаемый источник знаний.

Решительный перелом в отношении к сверстнику происходит в середине дошкольного возраста. В 4-5 лет картина взаимодействия детей существенно меняется. В средней группе резко возрастает эмоциональная вовлеченность в действия другого ребенка. В процессе игры дети пристально и ревниво наблюдают за действиями сверстников и оценивают их. Реакции детей на оценку взрослого также становятся более острыми и эмоциональными. Успехи сверстников могут вызвать огорчение детей, а их неудачи вызывают нескрываемую радость. В этом возрасте значительно возрастает число детских конфликтов, возникают такие явления, как зависть, ревность, обида на сверстника.

Все это позволяет говорить о глубокой качественной перестройке отношения ребенка к сверстнику, суть которой заключается в том, что дошкольник начинает относиться к самому себе через другого ребенка. В этом отношении другой ребенок становится предметом постоянного сравнения с собой. Это сравнение направлено не на обнаружение общности (как у трехлеток), а на противопоставление себя и другого, что отражает прежде всего изменения в самосознании ребенка. Его Я «опредмечивается», в нем уже выделены отдельные умения, навыки и качества. Только через сравнение со сверстником можно оценить и утвердить себя как обладателя определенных достоинств, которые важны не сами по себе, а в глазах другого. Этим другим опять же для 4-5-летнего ребенка становится сверстник. Все это порождает многочисленные конфликты детей и такие явления, как хвастовство, демонстративность, конкурентность и пр. Однако эти явления можно рассматривать как возрастные особенности пятилеток.

В соответствии с теорией бодинамики, на которую опирается телесно-ориентированная терапия, с 3 до 6 лет у человека формируется структура любви и сексуальности. Уже в 4 года дети точно знают, какого они пола (мальчик или девочка). Интересуются половыми различиями, влюбляются в родителей противоположного пола (Эдипов комплекс по З. Фрейду), сообщают о желании заменить маму или папу. На такие заявления родители должны без лишних эмоций сказать, что сейчас сынок не может заменить папу, а в будущем он встретит и полюбит свою ровесницу.

Чтобы доступно и без лишних подробностей сообщить детям нужную информацию, можно использовать специальную детскую литературу.

 

Не стоит акцентировать внимание ребенка на этой теме, следует просто сделать краткие пояснения и переключить внимание малыша на другое занятие или игру.

 

В 4 года  начинается развитие и созревание эмоциональной сферы: чувства вашего ребенка становятся более глубокими и устойчивыми; радость от непосредственного общения переходит в более сложное чувство симпатии и привязанности. Таким образом, в этом возрасте формируются нравственные эмоции — чуткость, доброта, чувство дружбы и постепенно — чувство долга и ответственности.

В период 4-5 лет формируется структура мнений. Ребенок начинает высказывать свои умозаключения, они, конечно, могут быть неверными, ошибочными. Проявляйте тактичность, нельзя высмеивать ребенка. Можно предложить найти верную информацию по этому вопросу вместе в Интернете или в книге, а еще лучше наглядно, если это возможно продемонстрировать опыт, чтобы ребенок сам пришел к верному суждению.

 

К 4-м годам закладывается созидательное отношение к предметному миру. У ребенка появляется способность и возможность преобразования предметов окружающего мира. То есть в этом периоде жизни идет интенсивное развитие познавательной сферы ребенка.

Следовательно, для гармоничного развития ребенка необходимо не только давать ему новые знания в форме игры, но и уважительно относиться к собственным умственным поискам малыша и их результатам. На пятом году жизни ребенок способен размышлять на темы, не касающиеся непосредственной деятельности и порой приходить к неправильным выводам. С этого возраста интеллект ребенка способен накапливать знания об окружающем мире, никогда ими не виденные (о животных, машинах, странах и т.д.) С этими знаниями ребенок приобретает определенное отношение к описываемому миру (страх к хищникам, любовь домашним животным  и т.д.)

У ребенка появляются осознанные личные желания и интересы, предпочтения в одежде, которые на этом возрастном этапе обязательно нужно учитывать. В этот период жизни дети активно стремятся к самостоятельности, но неудачи порой сильно расстраивают их. И если неудач очень много, к тому же ребенок не получает моральной поддержки от взрослых, а слышит насмешки и порицания, у него может зародиться чувство неуверенности в себе.

Если малыш слышит от родителей насмешки или реплики: «Мал еще, закрой рот!» и т.п., то в будущем такой человек будет бояться высказать свое мнение, на нем будет удобно всем «ездить». В подростковом возрасте такие дети могут пускаться в бессмысленную полемику и споры. Существует вероятность, что появится отчуждение от родителей, уход в компанию сверстников или в компьютерные игры.

 

 

Игры и занятия с ребенком 4-5 лет.

 

Компьютерные игры в этом возрасте пока не рекомендуются.

Ребятам очень нравятся ролевые игры: магазин, больница, детский сад и т.д., которые способствуют развитию личности малыша. В этих играх активно развивается воображение, они побуждают ребенка пользоваться предметами-заместителями (ложка: меч, лопата, машина и т.д.).

Полезны игры на развитие мелкой моторики (сортеры, пазлы, лего, конструкторы разных форм), а также игры на развитие крупной моторики – подвижные игры с крупными игрушками (машины, куклы), спортивные игры (мяч, прыгалка).

Дети с удовольствием включаются в творческие занятия: рисование (карандашами и красками), пластилин (предпочтительно не очень мягкий), аппликация.

Обязательно рекомендуется чтение литературы, предпочтительно стихи и  сказки. Одни и те же произведения могут быть прочитаны неоднократно. Дети в этом возрасте любят повторение, и в конце побеседуйте о героях и их приключениях: что было?, что случилось и почему?. Если сказка небольшая, можно попросить ребенка назвать главных героев и коротко рассказать сюжет. При этом необходимо обращать внимание на эмоциональную окраску героев (злой, добрый, веселый, грустный, радостный и т.д.) для развития мышления, речи и эмоционального мира.

 

 

Comments are closed.