Психологическая готовность детей к школе.

Консультация для родителей подготовительных групп «Психологическая готовность детей к школе»

Воспитатель: Скударнова Н.А

Консультация для родителей подготовительных групп «Психологическая готовность детей к школе»

Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необхо-димый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программыПсихологическая готовность ребенка к школьному обучению — это один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства, предпо-лагает достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы произвольности.

Подготовка детей к школе — задача комплексная, охватывающая все сферы жиз-ни ребенка.

Психологическая готовность к школьном)/ обучению определяется, прежде всего, для выявления детей, не готовых к школьному обучению, с целью проведения с ними развивающей работы, направленной на профилактику школьной неуспеваемости и дезадаптации.

Традиционно выделяют три аспекта школьной зрелости — интеллектуальный, эмоциональный и социальный.

Под интеллектуальной зрелостью понимается дифференцированное восприятие, включающее выделение фигуры из фона; концентрацию внимания; достаточный уровень развития логического мышления, наличие широкого кругозора и запаса знаний, а также развитие мелкой моторики (владеть ножницами, иголкой, карандашом, кисточкой) и сенсо-моторную координацию.

Эмоциональная зрелость в основном понимается как уменьшение импульсивных реакций и возможность длительное время выполнять не очень привлекательное задание, а также умение ограничивать эмоциональные порывы,

К социальной зрелости относится потребность ребенка в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп, адекватно вести себя и реаги-ровать на ситуацию, организацию и произвольность поведения; а также способность исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения, желание учиться в школе, принятие новой социальной позиции.

Интеллектуальная готовность к школьному обучению.

Интеллектуальная готовность к школьному обучению связана с развитием мысли-тельных процессов — способностью обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, делать выводы. У ребенка должна быть определенная широта представлений, в том числе образных и пространственных, соответствующее речевое развитие, познавательная активность.

Личностная готовность к школьному обучению.

Чтобы ребенок успешно учился он, прежде всего, должен стремиться к новой школьной жизни, к «серьезным» занятиям, «ответственным» поручениям. На появление такого желания влияет отношение близких взрослых к учению, как к важной содержательной деятельности, гораздо более значимой, чем игра дошкольника, Стремление ребенка занять новое социальное положение ведет к образованию его внутренней позиции.

Формирование внутренней позиции школьника, т. е. такое отношение к школе, когда прича-стность к ней переживается ребенком, как его собственная потребность («Хочу в школу»).

Как формировать мотивационную готовность к школе?

1. Поддерживать интерес детей ко всему новому, отвечать на их вопросы.

2. Организовывать экскурсии в школы, знакомить с основными атрибутами школьной жизни.

3. Практиковать приходы детей- школьников в детские сады.

4. Рассказывать детям о том, что значит быть школьником, почему он становится более взрослым, поступив в школу, и какие обязанности он будет выполнять.

5. Использовать загадки на школьную тему.

6. Подбирать развивающие игры тала «Собери себе портфель в школу»«Раз-ложи по порядку»«Что лишнее?» и т. д.

Основная задача взрослого — показать ребенку, что очень много неизвестного и интересного он может узнать в школе.

Личностная готовность к школе включает также определенное отношение к себе. Продуктивная учебная деятельность предполагает адекватное отношение ребенка к своим способностям, результатам работы, поведению, т. е. определенный уровень развития самосознания.

Волевая готовность к школьному обучению.

Уже в дошкольном возрасте ребенок оказывается перед необходимостью преодоления возни-кающих трудностей и подчинения своих действий поставленной цели. Это приводит к тому, что он начинает сознательно контролировать себя, управлять своими внутренними и внешними действиями, своими познавательными процессами и поведением в целом. Важно вос-питывать и развивать волю у ребенка. Как развивать волевую готовность?

1. Повышать самостоятельность и ответственность ребенка:

o закрепить конкретное поручение за ребенком (при этом обязательно просить ребенка повторить сказанное, чтобы убедиться в том, что он все услышал и правильно понял, поощрять его выполнение;

o учить стихи, пересказывать сказки и рассказы.

2. Развивать самоконтроль:

o использовать игры типа «Сделай так же»«Конструирование по образ-цу»«Найди отличия»«Дай нет, не говорите.»

3. Развивать стремление действовать по моральным мотивам.

4. Развивать уверенность в себе, в своих силах с помощью создания си-туаций

успеха.

Психологическая готовность к школе — целостное образование. Отставание в развитии одного компонента рано или поздно влечет за собой отставание или искажение в развитии других.

Обсуждение закрыто.