Уважаемые взрослые!
Предлагаем вам несколько игровых упражнений, которые вы можете использовать для развития ребенка в домашних условиях.
Эти забавные игры научат детей копировать движения пальцев, кистей рук взрослых, а также повторять и запоминать слова, обыгрывающие эти действия. Малышам они помогут совладать с совсем еще не послушными пальцами, развивать координацию и точность движений рук, а значит подготовиться к предстоящему обучению письму. А детям постарше игры такого плана будут необходимы во время занятий, превращаясь, таким образом, не только в веселые, но полезные «переменки для пальчиков».
Складывая фигурки из пальцев, или выполняя определенные движения кистями рук, дети легче запоминают веселые стихи, отгадывают загадки, узнают много нового и интересного об окружающем мире, знакомятся с русским фольклором и, конечно же, расширяют словарный запас.
Пальчиковые игры и упражнения не только совершенствуют ловкость и точность движений, но и улучшают внимание, память, помогают научиться терпению, вырабатывают усидчивость. Это прекрасный стимул для развития творческих способностей малышей, пробуждающий воображение и фантазию.
1. «Снег»
Скажите ребенку: Зима. Все кругом белым – бело. Вчера прошел снегопад снег падал большими белыми хлопьями».
Выполнение: согните руки в локтях и поднимите их. Плавными движениями не спеша опускайте руки, при этом говоря: «Всюду лежит белый пушистый снег: на крышах домов, на деревьях, на земле».
2. «Солнышко»
Скажите ребенку: зимой тоже бывает солнышко, только оно не такое яркое и не так ласково пригревает. Но все мы его очень ждем. И вот солнышко встало утром и осветило все вокруг.
Выполнение: согните руки в локтях и поднимите их, скрестив и прижав друг к другу на уровне запястья.
3. «Деревья»
Скажите ребенку: «Солнце осветило деревья»
Выполнение: Согните руки в локтях и высоко поднимите их. Пальцы разведите, изображая ветви деревьев.
4. «Дом»
Скажите ребенку: «Солнце осветило дома»
Выполнение: поднимите ладони и соедините их кончиками пальцев под углом друг к другу – получится крыша дома.
5. «Снегопад»
Скажите ребенку: «Засверкал на солнце снег»
Выполнение: поднимите руки вверх, и плавно опуская их, энергично шевелите пальцами обеих рук, изображая падающий снег.
6. «Лед»
Скажите ребенку: «Дедушка Мороз заморозил речку, и вода превратилась в лед. Лед твердый, крепкий»
Выполнение: пальцами правой руки постучать по прямой, напряженной ладони левой руки (и на оборот).
7. «Зимние игры»
Расскажите ребенку про то, чем можно заниматься во время зимних прогулок: «Выбежали дети во двор играть – кто с санками, кто с лыжами, кто с коньками.
Далее иллюстрируйте свой рассказ соответствующими движениями, предложив ребенку повторять вместе с вами.
— Стали дети кататься на лыжах
(ладони держите горизонтально перед грудью и делайте движения вперед – назад, как бы катаясь на лыжах,
— В снегу кувыркаться
(делайте синхронные круговые движения руками перед грудью: правой рукой – по часовой стрелке, а левой рукой – против часовой стрелки).
— Затем захотели в снежки поиграть
(переложите «снежок» из оной ладони в другую,
— Стали лепить их и друг в друга кидать
(«слепите» снежок, а затем понарошку «бросьте» его в пространство).
— Начали комья снежные катить
(имитируйте соответствующие движения) –
Бабу снежную лепить
(снизу вверх двумя руками одновременно изобразите три стоящих друг на друге снежных кома: большой, средний и маленький).
Весело зимой!
Не хочется домой!
8. «Мороз»
Расскажите малышу стихотворение, сопровождая стихотворные строки соответствующими движениями, приглашая ребенка повторять за вами:
— Ветер приближается (разведите руки в стороны) –
Вьюга начинается (покачайте над головой руками из стороны в сторону).
— Крепчает мороз (с усилием сожмите кулаки) –
Щиплет щеки, щиплет нос (пальцами слегка ущипните щеки и нос).
— Руки стали замерзать (потрите ладони) –
Надо их отогревать (подышите на ладони).
— Вечер приближается (разведите руки в стороны) –
Темнота сгущается (закрыть лицо ладонями).
Нам домой давно пора:
— До свиданья!
— До утра (помашите рукой на прощание!
9. «Что нам нравится зимой»
Спросите ребенка, на чем он любит кататься зимой – на лыжах, на санках или коньках. Затем покажите малышу, как можно изобразить каждую из этих зимних забав.
«Санки»
Выполнение: обе ладони положите на стол вплотную друг к другу и совершайте синхронные движения вперед – назад.
«Лыжи»
Выполнение: ладони скользят вперед – назад по столу в противофазе.
«Коньки»
Выполнение: скользите ребрами ладоней вперед – назад по поверхности стола в противофазе.