Воспитатели: Зарипова Т.Н., Маринина Н.С. Многие родители сводят всю подготовку к школе именно к интеллектуальной готовности. Чаще всего родители отдают своего ребёнка на различные подготовительные к школе курсы, где ребёнка обучают читать и считать, думая, что это основное в готовности к школьному обучению. Интеллектуальная готовность к обучению в школе – это специальная готовность, т.е. ребёнка специально обучают и развивают его психические функции (восприятие, мышление, память, речь, воображение) на протяжении всего дошкольного детства, чтобы уже в школе первая учительница могла опираться на знания и умения ребёнка, давая ему новый учебный материал. Интеллектуальная готовность к школе предполагает наличие у ребёнка определённого кругозора и запаса конкретных знаний. В частности эти знания включают в себя знания об окружающей действительности – это элементарные знания по природоведению, знания детской литературы, по математике , образные и пространственные представления и т.д. Ребёнок должен владеть планомерным и расчленённым восприятием, что связано с его сенсорным развитием. Что касается развития мышления, то у ребёнка должна быть развита способность обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, делать выводы. Развитие памятистарших дошкольников предполагает уже смысловое запоминание, т.е. теперь, ребёнку, чтобы что-то вспомнить, достаточно увязать материал для запоминания в логические связи и понять его смысл. Кроме того, память уже приобретает произвольный характер, что связано с развитием воли, т.е. чтобы запомнить учебный материал (например, выучить стихотворение) ребёнок подключает свои волевые усилия, он даёт себе установку на запоминание. Речевая готовность связана с тем, что у ребёнка полностью сформирована звуковая сторона речи (правильно произносит все звуки родного языка), хороший словарный запас. Ещё ребёнок должен уметь пересказывать уже готовые рассказы и сказки, хорошо выстраивать рассказы из личного опыта, грамотно составлять предложения в рассказе, способен составить предложения из набора слов, согласуя слова по роду, числу и падежу. Кроме этого ребёнок должен обладать хорошей диалогической речью, уметь выслушивать чужую точку зрения и высказать свою. Интеллектуальная готовность также предполагает формирование у ребёнка начальных умений в области учебной деятельности, в частности умение выделить учебную задачу и превратить её в самостоятельную цель деятельности. Обобщая, можно сказать, что развитие интеллектуальной готовности к обучению к школе предполагает: — дифференцированное восприятие (например, ребёнок не путает похожие предметы – квадрат и прямоугольник, цифры 6 и 9, буквы ш и щ и т.д.); — рациональный подход к действительности (ослабление роли фантазии); — логическое запоминание; — интерес к знаниям, процессу их получения за счёт дополнительных усилий; — овладение разговорной и монологической речью и способность к пониманию и применению символов; — развитие тонких движений руки и зрительно-двигательных координаций, для которого очень хорошо подойдёт использование раскрасок. Чтобы детям было интересно раскрашивать изображения можно подобрать картинки различной тематики, например, для мальчиков — раскраски машины или другой какой-нибудь транспорт, раскраски роботы, а для девочек подойдут раскраски принцессы или сказочные феи и т.д. Вы скажете, если это специальная готовность к школе, то, скорее всего ей должны заниматься специалисты. Конечно, в основном интеллектуальной подготовкой к школе занимаются педагоги и психологи (в детском саду, в школе на подготовительных курсах или в детском клубе). Но, если детский сад ребёнок посещает каждый день, кроме праздничных и выходных дней, то подготовительные курсы он посещает вообще раз в неделю. Поэтому возникает вопрос: а можно ли самостоятельно подготовить ребёнка к школе в интеллектуальном плане? И как формировать интеллектуальную готовность к школе самостоятельно? Конечно, даже если Вы не специалист по дошкольному воспитанию, заниматься с ребёнком самостоятельно не только можно, но и просто необходимо. Для развития мышления сейчас существует громадное количество дидактических игр, в которые можно играть всей семьёй. Можно предложить такие игры, как «Четвёртый лишний», «Монгольская игра», «Колумбово яйцо», «Головоломки», «Лабиринты», «Ассоциации», «Противоположности», «Пазлы» и другие дидактические игры на развитие мышления. |