Консультация для родителей «Игры — занятия со строительным материалом»
Составители Пронькина Н.П.
Качканова Ю.А.
Одним из наиболее естественных для ребенка и любимых им занятий, является конструирование, то есть создание из отдельных элементов чего-то целого. Конструирование позволяет ребенку творить свой собственный неповторимый мир. Приглядитесь повнимательней к своему играющему ребенку — его игрушки не могут «жить» без домов, комнат, предметов мебели. Поэтому даже если у него нет конструктора, ребенок создает игровое пространство из того, что есть под рукой: мебели, диванных подушек, коробок, а также разнообразного природного материала.
Много лет назад доказано умными и компетентными людьми, талантливыми учеными и педагогами- занятия по конструированию и художественному труду развивают творческие способности детей, сноровку, усидчивость, глазомер, воспитывают трудолюбие, желание трудиться .
Так что же такое конструирование — пустое развлечение или полезная, развивающая деятельность?
Конструктивная деятельность, несомненно, важна в развитии психических процессов и умственных способностей ребенка. В процессе конструирования ребенок легко усваивает многие знания, умения и навыки.
1. Во-первых, развиваются пространственное мышление и конструктивные способности ребенка. Малыш на практике не только познает такие понятия как: право, лево, выше, ниже, но и начинает понимать, как надо создать тот или иной объект.
2. Конструирование также способствует развитию образного мышления: ведь ребенок, создавая конструкцию, должен ориентироваться на некоторый образ того, что получится.
3. Поскольку конструкторская деятельность предполагает анализ постройки, описание пространственного расположения отдельных деталей, планирование своих действий, и отчета о проделанных действиях — развивается также и речь ребенка, расширяется его словарный запас.
4. Работая с конструктором, малыш развивает мелкую моторику, глазомер. Все это крайне важно для дальнейшего развития мышления.
5. К тому же данный вид деятельности формирует такие качества как усидчивость, внимательность, самостоятельность, организованность (умение планировать свою деятельность, и доводить начатое дело до конца).
6. А самое главное конструирование предоставляет большие возможности для фантазии, воображения и позволяет ребенку чувствовать себя творцом.
Конструирование сопровождает ребенка с самого раннего детства от элементарных игрушек вкладышей и нанизывателей используемых в группах раннего возраста, до довольно сложных по сборке деревянных и пластиковых конструкторов.
В группах дошкольного возраста должно быть несколько видов различных конструкторов. Они делятся на 2 основных вида: напольный и настольный.
Сегодня вы познакомитесь с тем, как проходят игры –занятия со строительным материалом в детском саду и как можно организовать дома.
Детям уже доступно сооружение несложных построек из строительного материала , с использованием кубиков и кирпичиков .Эти игры способствуют умственному воспитанию детей.Дети узнают цвет, форму предметов , их величину ,приобретают элементарные пространственные представления ,что обогащает сенсорный опыт малышей.Воспитатель учит детей называть словом те признаки предметов , с которыми они познакомились :кубик синий , кирпичик красный,домик маленький , а забор высокий и т.д. Таким образом, в играх со строительным материалом развивается речь ребёнка , расширяется его словарный запас . Возведение постройки требует внимания ,сосредоточенности,памяти.Развивается также движение детей : они становятся более точными , ловкими,целенаправленными. Эти игры организуют детей, дают возможность проявить самостоятельность. Малыши приучаются аккуратно пользоваться материалом, бережно относиться к постройке ,сооружённой ими.
Для развития игр со строительным материалом необходимы соответствующие условия.Важнейшее из них – обучение детей несложным конструктивным умениям. Детей учат ставить кубики друг на друга ( башня ),ставить кирпичики вертикально в ряд на короткое ребро ( высокий забор ),на длинное ребро ( загородка ).Используя кубики и кирпичики ,дети сооружают простейшие постройки : стол , стул , кровать, скамейку ,ворота и т.д.
С постройкой дети играют. Поэтому ,когда постройка закончена, ребёнку дают соответствующие игрушки для её обыгрывания. Важно , чтобы эти игрушки по размерам соотвтствовали постройке и были устойчивы .
Приёмы возведения новой постройки ребёнок усваивает не сразу ,поэтому занятия с одним и тем же содержанием повторяют .
Рекомендуем вам организовать игры со строительным материалом дома. Для этого приобретите необходимый строительный материал. Из мелкого строительного материала дети строят на столе.Приобретите мелкие игрушки для обыгрывания постройки. Если вы видите , что у ребёнка что-то не получается и пропадает желание строить ,окажите ему помощь или подскажите , что надо сделать для завершения постройки.
А сейчас я покажу и объясню, как можно обучать детей конструктивным умениям, например на тему,, Сооружение загородки” .Для сооружения понадобятся 10 кирпичиков и дополнительные игрушки( фигурки утят). Обращаясь к ребёнку :,, Посмотри , Саша, каких чудесных утят купила бабушка. Утята бегают. Чтобы они не разбежались, давай построим для них загородку .”
Вокруг утят на равном расстоянии друг от друга ставятся кирпичики.По окончании постройки можно спросить ребёнка , из чего сделали загородку,сколько потребовалось кирпичиков( много) и т.д.
Таким образом ,важно сочетать обучение детей конструктивным умениям с развитием у них представлений об окружающем мире,с пополнением словаря.
Малыши любят совместную деятельность со взрослыми ,особенно с папой и мамой.Учитывая это, можно организовать такие игры – занятия со строительным материалом ,где каждый из участников выполняет своё задание .Например, вы предлагаете сыну построить дом с садом для семьи матрёшки. Вы строите дом , а ребёнку предлагаете возвести вокруг забор ,оставив место для деревьев. Потом вместе с ребёнком сооружаете ворота .Предложите малышу сделать из кирпичиков дорожку от ворот к дому .
Для обыгрывания постройки дайте ребёнку деревья ( их можно сделать заранее из картона и раскрасить ), сборную матрёшку( мама и дети ).
При повторном сооружении такой постройки вводите каждый раз новые элементы — скамейка для отдыха, бассей ит.д.
Родители должны помнить о первом впечатлении от игры. Очень важно как вы представите малышу новую для него игрушку. Если вы на виду у ребенка откроете крышку и с грохотом опрокинете на стол кубики, то можете быть уверены — любимым занятием малютки в дальнейшем станет не строительство «башенок » и прокладывание «дорожек «, а примитивное выкидывание кубиков из коробки или сбрасывание их со стола. Гораздо правильнее будет, если вы подведете малыша к уже лежащим в беспорядке кубикам и вместе с ним начнете их убирать. Или будете доставать кубики из коробки аккуратно один за другим и сразу же начнете делать какую-нибудь постройку, привлекая по возможности малыша к совместным действиям.