Конспект открытой НОД «Путешествие по Кузбассу»
Старшая группа «Радуга»
Воспитатели: Белякова Л.Ф.
Солодовникова Н.А.
Отв. за сайт: Охатрина Е.В.
Цель: расширить представления детей о животном и растительном мире Кузбасса.
Задачи:
1.Воспитательные – Воспитывать любовь к своему краю, сплоченность в коллективе, умение действовать согласованно, сообща;
2.Развивающие – развивать у детей память, внимание, эмоциональную отзывчивость, собственное мнение об окружающей действительности; Развивать творческую активность;
3.Обучающие – Выявить и закрепить знания детей о природе и животных Кузбасса.
Возраст детей: 5-6 лет.
Формы НОД:
Проблемная ситуация, путешествие, анализ, подведение итогов.
Предварительная работа: Мультимедиапрезентация «Семь чудес Кемеровской области»; Пословицы и поговорки о Родине; Растительный и животный мир Кемеровской области. Разучивание стихотворения: «Кузнецкий край – жемчужина Сибири»; Знакомство с красной книгой.
Оборудование и материалы:
Слайд-презентация Путешествие по Кузбассу; Конверт с письмом от домовёнка Кузи; Карта-пазл Кемеровской области; Следы животных и снежного человека с загадками; Листы бумаги, покрытые воском в виде скального участка, деревянные палочки (зубочистки), на каждого ребенка.
ХОД НОД:
1.часть: Вводная: организационный момент
Дети с воспитателем цепочкой входят в зал, встают полукругом.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какая сегодня замечательная погода!! Солнышко улыбается нам в окошко, давайте и мы улыбнемся ему и друг другу!
Дети садятся на ковер.
Воспитатель: Сегодня утром я нашла письмо, давайте мы его с вами прочитаем. Присядем поудобнее. (дети садятся, воспитатель читает письмо)
Здравствуйте, уважаемая Любовь Фанисовна и ребята старшей группы детского сада № 10. Пишет вам домовенок Кузя. Недавно, я узнал от одного своего друга, что в Кемеровской области очень красивая природа, есть различные заповедники, горы, леса. Мне бы очень хотелось узнать о них побольше, но, к сожалению, я сейчас в другой экспедиции и приехать в Кузбасс не могу. Не могли бы вы написать мне в письме о самых красивых и знаменитых местах вашего края?
Заранее спасибо! Домовенок Кузя
Воспитатель: Ну, что ребята поможем Кузе познакомиться с природой нашего края?
Дети: Да.
Воспитатель: тогда нам нужно в этих местах побывать. Вы со мной согласны?
Дети: Согласны.
Воспитатель: Давайте с вами отправимся в путешествие. А для того, чтобы нам не заблудиться нужно взять с собой что?
Дети: Карту.
Воспитатель: карту, правильно. (Подводит детей к мольберту).
Где-то у меня была карта Кемеровской области. Ой, а карту кто-то порвал. Что же нам теперь делать?
Дети: Склеить.
Воспитатель: Попробуем её собрать. (Дети собирают карту пазл на мольберте)
Ну вот, наша карта готова. Мы можем отправляться в путешествие. Пешком идти очень далеко, давайте с вами полетим на воздушном шаре. (встают в круг, берутся за руки)
С теплым воздухом шар, (надуваем шар)
А под ним корзинка,(поклон)
Под ногами земля – кружится картинка (идут по кругу)
Весь Кузбасс вдалеке (как будто смотрят нагнувшись в одну и другую сторону)
Видем под собою.
Край родной, дорогой, любим мы с тобой! (развели руки к сердцу)
Воспитатель: Ребята, посмотрите мы с вами приземлились в заповеднике Кузнецкий Алатау. А вы знаете, что такое заповедник?
Дети: Заповедник, это где животные живут и растения под охраной людей.
Воспитатель: Правильно, заповедник — это природная территория охраняемая людьми от браконьеров.
Присядем, и посмотрим, чем же богаты эти места. (садятся на маты)
Самая главная достопримечательность Кузнецкого Алатау это – Поднебесные Зубья. Это самые высокие горы в Кузбассе. Среди этих гор протекают 3 реки. Горы представляют собой хребет, отдельные вершины которого достигают огромнейшую высоту.
Как вы думаете, ребята, почему эти горы называют Поднебесные зубья? (ответы детей)
Правильно ребята. Они действительно похожи на зубья, царапающие облака и самые высокие из них вершины называют: Старая крепость, Верхний Зуб, Большой Зуб. Здесь очень красиво.
На склонах этих гор очень много растений, деревьев, в том числе и редких. Давайте с вами посмотрим, может быть некоторые из них нам знакомы.
Ребята вы знаете как называются эти оранжевые цветы? (ответы детей) А этот цветок называется альпийский мак. А что это за полезная ягода? (ответы детей черника)
Посмотрите как много деревьев растет у подножья гор, (какие это деревья?) – хвойные. Правильно – здесь есть и сосна и кедр и пихта.
Посмотрите на эти камни – это курумники.
В горах очень красиво, зимой очень много снега, поэтому на Поднебесных зубьях всегда очень много туристов, зимой катаются на лыжах, летом просто путешествуют, любуются природой, сплавляются по горным рекам.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько следов. Это следы животных, которые обитают на территории заповедника. Давайте подойдем поближе. Чьи же это следы, сейчас посмотрим. (подходят к следам, берет след, читает загадку).
1.Ходит по лесу красавец.
Ходит смело и легко
Рога раскинув широко? (лось)
2.Зимой спит,
Летом ульи ворошит? (медведь)
3.Чутко спит большая кошка,
Уши в кисточках-серёжках.
Ей, не скажешь слово «брысь»,
Потому что это? (рысь).
4.На овчарку он похож,
Что ни зуб — то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть? (волк)
-
У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода — кора. (заяц)
-
Рыжая плутовка,