Профессиональная ориентация воспитанников подготовительной группы «Пчелки» одно из направлений работы педагогов Кретовой Л.Ю. и Т.В.Болотовой.

Профессиональная ориентация воспитанников подготовительной группы «Пчелки»  является одним из направлений работы педагогов Т.В.Болотовой и КретовойЛ.Ю.. 

Цели и задачи работы по  профориентации: расширение и систематизирование представлений о современных профессиях, связанных со спецификой местных условий, представления о роли механизации в труде, о машинах и приборах – помощниках человека, формировании представлений о видах производственного труда и обслуживающего труда (медицина, торговля, образование), о связи результатов деятельности людей различных профессий.

 

Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром происходит систематически через экскурсии, наблюдения, тематические встречи с людьми разных профессий, которые обеспечивают наглядность и ясность получаемых представлений, способствуют накоплению ярких эмоциональных впечатлений. Ежедневно дети  наблюдали за трудом младшего воспитателя, заботу которого они чувствуют каждый день,   экскурсии в прачечную детского сада, где ребята наблюдали за работой оператора по стирке белья.

 Посещение медицинского кабинета, где наблюдали за тем, как медсестра измеряет рост и вес детей.

На пищеблоке воспитанники увидели последовательность действий повара при приготовлении еды, также отметили, что находится на кухне, какими приборами электротехники пользуются повара. В процессе экскурсий дошкольники не только пополнили знания, но и получили исключительную возможность удовлетворить свой интерес к тому, какие существенные для других людей трудовые операции выполняют работники.

При наблюдениях за работой дворника, обращали внимание ребят на продукт и ценность труда для всех людей. Предлагали помочь дворнику: собрать мелкий мусор, убирать сухую траву и осенние листья  на участке, почистить дорожки от снега, скамейки.  У детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности.

Важным аспектом в совершенствовании профессиональной ориентации воспитанников стало оснащение предметной развивающей среды, накопление методических разработок, дидактических элементов.           Чтобы расширить знания детей о профессиях мы знакомили их не только с профессиями нашего города, но и с теми, которых у нас нет. В этом нам помогали фильмы, книги, иллюстрации, сюжетно – ролевые игры, игровые  мотивации, настольные и дидактические игры на основе наглядных образов, впечатлений, конкретных ситуаций из жизни, историй.

В ежедневной работе дети подготовительной группы «Пчелки» знакомились с профессиями через дидактические игры такие как:
 
«Кто где работает?»
Цель: уточнить представления детей о том, где работают люди разных профессий, как называется их рабочее место.
Воспитатель – в детском саду.
Учитель – в школе.
Врач – в больнице, в поликлинике, в школе..
Повар – на кухне, в столовой, в ресторане, в кафе.

 

«Кто это знает и умеет?»
Цель: расширять представления детей о том, какими знаниями и умениями должны обладать люди разных профессий.
Знает детские стихи, рассказывает сказки, играет, гуляет с детьми…воспитатель.
Играет на пианино, знает детские песни, учит петь, танцевать…музыкальный руководитель.
Знает организм человека, может оказать первую медицинскую помощь, умеет распознавать и лечить болезни…врач.
«Кто это делает?»
Цель: упражнять детей в умении определять название профессии по названиям действий.
Подстригает, укладывает, моет, причесывает, сушит…парикмахер.
Замачивает, намыливает, стирает, стряхивает, сушит, гладит…прачка.
Фасует, взвешивает, отрезает, заворачивает, считает…продавец.
Чистит, моет, жарит, стряпает, солит, пробует…повар.
«Кто что делает?»
Цель: расширять и уточнять представления детей о труде (трудовых операциях) людей разных профессий.
Дворник подметает, убирает, поливает, сгребает..
Музыкальный руководитель поет, играет, танцует, учит…
Помощник воспитателя моет, убирает, вытирает, застилает, одевает…
 
«Исправь ошибку»
Цель: учить детей находить и исправлять ошибки в действиях людей различных профессий.
Повар лечит, а врач готовит.
Дворник продает, а продавец подметает.
Учитель подстригает, а парикмахер проверяет тетради.
Музыкальный руководитель стирает, а прачка поет с детьми песни.
«Для человека какой профессии это нужно?»
Цель: расширять представления детей о предметах, необходимых человеку определенной профессии.
Весы, прилавок, товар, кассовый аппарат…продавцу.
Метла, лопата, шланг, песок, лом, снегоуборочная машина…дворнику.
Стиральная машина, утюг, порошок…прачке.
Расческа, ножницы, фен, шампунь, лак для волос…парикмахеру.
«Кому что нужно для работы?»
Цель: расширять и уточнять представления детей о предметах окружающего мира (материалах, инструментах, оборудовании…), необходимых людям разных профессий.
Учителю – указка, учебник, мел, доска…
Повару – кастрюля, сковорода, нож, овощерезка, плита…
Водителю – автомобиль, запасное колесо, бензин, инструменты…

Воспитанники  подготовительной группы, в октябре 2018 года, посетили городские музеи: Краеведческий музей и  музей шахтерской славы.

 Дети познакомились  с профессией шахтер,  трудом шахтёров, с разными способами добычи угля: подземным и открытым; со схемой прохождения угля от добычи до людей/потребителей/; пополнили словарный запас новыми словами/карьер, забой, штреки, лава, вагонетка, конвейер, машинист, горнорабочий, электрослесарь подземный, горный инженер.

К воспитанникам  подготовительных групп МАДОУ № 10 , в январе 2019года, приходили гости, ученики школы № 1 под руководством учителя Натальи Николаевны Пахомовой. В ходе увлекательного общения  наши воспитанники  познакомились с новой информацией  о профессиях востребованных в прошлом и настоящем. Ученики 3 го класса школы, почувствовав себя в роли учителя, очень интересно и уверенно рассказывали малышам о профессиях. Все происходило в игровой форме и было очень занимательно и  увлекательно.

Для того, чтобы дети получили ответы  на   вопросы, что такое пластиковые окна, из чего их изготавливают, как, кто и где их собирает, была организована экскурсия в торгово- монтажную компанию ( цех по производству пластиковых окон) «Ваши окна».Ответить на многочисленные детские вопросы помогло руководство цеха, дав согласие на проведение экскурсии по ключевым местам производства, допустимым для детского понимания.

Ребятам был проведен инструктаж по правилам безопасности. Дети с любопытством рассматривали выставку цеха. Узнали, какие разные могут быть окна, как по цвету, так и по размеру. На крупнейших заводах России имеется автоматизированная линия по производству окон ПВХ, на которой осуществляется полный цикл производства, а  здесь в цеху осуществляет работу небольшой коллектив. Контролирует производственный процесс  руководитель производства, а главный технолог проверяет, соответствует ли готовая продукция общепринятым стандартам и   заказчика. Он также распределяет задания между рабочими.

На предприятии есть инженер, который отслеживает работу оборудования и в случае необходимости устраняет поломки, кладовщик, осуществляет прием или отправку товаров.
Ребята так же увидели различную спецтехнику, которая находилась и была в работе на территории цеха. Нам показали бокс со стеллажами разнообразного пластика, где работали рабочие, которые объяснили все этапы своей работы (технологи производства окон ПВХ): резка профиля, фрезерование торцов импоста, сварка окон ПВХ, зачистка углов металлопластиковых изделий – удаление наплава сварного шва,(Под каждый вид профиля подбирается специальная фреза!), установка уплотнительной резины, операция по сборке оконной конструкции включают установку импостов и фурнитуры, нарезка штапиков.
Уточнили, что для установки импоста в раму или створку необходимо соответствующим образом обработать края заготовки. Это действие выполняется на торцефрезерном станке. Далее импост прикрепляется к створке или раме с помощью механических соединителей.
Штапик – контур, который нужен для крепления стеклопакета в створке или раме. Действия по резке штапиков осуществляются на специальной пиле, иногда на маятниковой пиле.
В завершение производственного процесса, нужно поставить стеклопакет в створку или раму, а в специальные пазы забить штапики. Эта операция может осуществляться на стенде остекления. После этого окно готово к монтажу.
Далее нас проводили в лабораторию, где проводили испытания окон на прочность. Рассказали, как проверяются окна  на морозостойкость, на выносливость. Ребята первый раз увидели так много окон, узнали много новых слов, терминов, узнали кто такие монтажники.
Дети остались довольны по окончании экскурсии, потому что большое впечатление произвело на детей масштабы цеха готовой продукции. Дошкольники узнали, что ни одно строительство новых объектов не обходится без окон ПВХ, что окна бывают разного цвета, разного размера и отличаются по своим характеристикам.

Реализация обозначенных нами задач позволило, к моменту завершения дошкольного образования воспитанников, достичь следующих результатов:
 — ребята знают о назначении техники и материалов в трудовой деятельности взрослых;
 — называют профессии разных сфер экономики;
 — различают профессии по существенным признакам;
— называют профессионально важные качества представителей разных профессий;
 — выделяют структуру трудовых процессов (цель, материалы, инструменты, трудовые действия, результат);
объясняют взаимосвязь различных видов труда и профессий;
 — объясняют роль труда в благополучии человека;
— моделируют в игре отношения между людьми разных профессий;
 — участвуют в посильной трудовой деятельности взрослых;
 — эмоционально -положительно относятся к трудовой деятельности, труду в целом.
 Ответственный за сайт: Охатрина Е.В.

 

 

 

 

 

Обсуждение закрыто.