Составители: Кладова М. Д.
Михайлова О. В.
Немного времени остаётся до начала учебного года, а ещё сколько нужно всего успеть. Подготовить учебники, тетрадки, ручки, форму. А для родителей первоклассников, это ещё более ответственный момент. И тут сами собой появляются различные вопросы и в частности о том, какими знаниями и умениями должен обладать ребёнок, который пойдёт в 1 класс. Чаще всего необходимые знания и умения делят на 4 блока: «Общее развитие», «Логика и мышление», «Чтение и речь», «Математика».
Общая информация
• Знать свою фамилию, имя и отчество, как зовут родителей, кем они работают, домашний адрес и телефон.
В каком городе/стране он живёт, и уметь назвать другие знакомые ему страны мира.
Растения и животные
• Знать названия самых распространённых растений, животных, насекомых, уметь различать зверей, птиц и рыб, отличать диких животных от домашних, деревья от кустарников, фрукты – от ягод и овощей.
• Объяснить почему одних животных называют дикими, а других — домашними. Объяснить, какую пользу приносят разные домашние животные человеку.
• Назвать главные внешние (анатомические) отличия птиц и животных (нос-клюв, перья-шерсть, лапы-крылья, их количество и т. д.).
• Назвать детёнышей лошади, коровы, овцы, козы, собаки, кошки, свиньи, медведицы, лисы, волчицы, белки, ежихи, курицы, утки, гусыни, индюшки.
• Знать, что овощи растут в поле или огороде, а фрукты в саду.
• Привести примеры фруктов и ягод, которые растут на кустах, и которые растут на деревьях. Привести примеры овощей, которые растут в земле, лёжа на грядке или висят на ветках. Назвать овощи и фрукты красного, зелёного, жёлтого, оранжевого цвета. Назвать лесные деревья, кусты, ягоды и грибы.
• Назвать комнатные растения, которые есть дома и в детском саду.
• Какой транспорт называют воздушным, морским, наземным, подземным и подводным.
Понятия, предметы и направления
Ребёнок должен уметь отличать цвета, где правая сторона, а где — левая, а также рассказать о своём любимом увлечении
• Показать левый глаз, правое ухо, левое колено, правый локоть.
• Дотронуться левой рукой до правого уха, правой рукой до левого ко-лена
• Какие профессии знает
• Какие предметы в комнате похожи на шар, треугольник, квадрат, круг
• Какие предметы относятся к мебели, посуде, одежде, фруктам, овощам, обуви.
• Ориентироваться во времени, знать время суток, времена года, их по-следовательность, сколько месяцев в году, дней в месяце, дней в неделе, часов в дне, знать дни недели.
• Иметь представления о природных и погодных явлениях.
• Знать основные цвета.
• Знать понятия: право — лево, вверху — внизу, перед (ним) – за (ним); вверху слева.
• знать названия популярных видов спорта, самых распространённых профессий, основные правила дорожного движения и дорожные знаки.
• Уметь назвать фамилии известных писателей и поэтов.
• Знать праздники.
• Уметь рассказать, чем он любит заниматься.
• Самое главное: ответить на вопрос «зачем он идёт в школу?».
Интеллектуальное развитие
• Решать простые логические задачки, головоломки и ребусы, отгадывать загадки.
• Находить лишний предмет в группе.
• Добавлять в группу недостающие предметы.
• Рассказывать, чем похожи или отличаются те или иные предметы.
• Группировать предметы по признаку и называть его.
• Восстанавливать последовательность событий (что было сначала, по-том); раскладывать картинки в правильной последовательности.
Слух, зрение, внимание, память, речь
• Находить 10-15 отличий на двух похожих картинках.
• Точно копировать простой узор.
• Описывать по памяти картинку.
• Запомнить предложение из 5-6 слов и повторить его.
• Писать графические диктанты («одна клетка вверх, две клетки влево, две клетки вниз, одна клетка вправо»).
• Прочитать наизусть стихотворение, рассказать сказку.
• Пересказать услышанный рассказ.
• Составлять рассказ по картинке.
Основы математики
На первых порах дети должны знать и некоторые математические правила
• Уметь считать от 1 до 10 и обратно.
• Восстанавливать числовой ряд, в котором пропущены некоторые числа.
• Выполнять счётные операции в пределах десяти, увеличивать/уменьшать количество предметов «на один», «на два».
• Знать понятия «больше-меньше-поровну».
• Знать простые геометрические фигуры, уметь составлять аппликации из геометрических фигур.
• Уметь сравнивать предметы по длине, ширине и высоте.
• Решать простые арифметические задачки.
• Уметь поделить предмет на две/три/четыре равные части.
Чтение
• Отличать буквы от звуков, гласные от согласных.
• Знать, чем отличаются гласные звуки от согласных.
• Умение находить нужную букву в начале, середине и конце слова.
• Подбирать слова на заданную букву.
• Делить слово на слоги.
• Читать предложения из 4-5 слов и понимал прочитанное.
Навыки письма
Малыша нужно научить быть аккуратным и терпеливым
• Правильно держать ручку и карандаш в руке.
• Проводить непрерывные прямые, волнистые, ломаные линии.
• Обводить по контуру рисунок, не отрывая карандаша от бумаги.
• Уметь рисовать по клеточкам и точкам; уметь дорисовать отсутствующую половину симметричного рисунка.
• Копировать с образца геометрические фигуры.
• Уметь продолжить штриховку рисунка.
• Уметь аккуратно закрашивать рисунок, не выходя за контуры.
Малыша нужно научить быть аккуратным и терпеливым
• Правильно держать ручку и карандаш в руке.
• Проводить непрерывные прямые, волнистые, ломаные линии.
• Обводить по контуру рисунок, не отрывая карандаша от бумаги.
• Уметь рисовать по клеточкам и точкам; уметь дорисовать отсутствующую половину симметричного рисунка.
• Копировать с образца геометрические фигуры.
• Уметь продолжить штриховку рисунка.
• Уметь аккуратно закрашивать рисунок, не выходя за контуры.
Не забывайте, что очень многое зависит от родителей. Старайтесь уделять своему чаду больше времени.