Готовимся к школе в игре

В ИГРЕ ГОТОВИМСЯ К ШКОЛЕ

Составители: Рудакова Т.Ю.
Рубцова О.В.

Очень часто у родителей возникает вопрос: «Как ведет себя мой ребенок на занятии? Как он справляется с заданиями? Не отстает ли от других?» Все эти вопросы родители прямо связывают с подготовкой к школе. Почти никогда не звучит вопрос: «А как играет мой ребенок? Умеет ли он играть в разные игры?» В представлении многих взрослых подготовка к школе и игра — вещи несовместимые. Нередко приходится слышать: «Сколько можно играть, займись делом!» Выходит, что игра — это баловство, пустая трата времени.

Но так ли это на самом деле? Рассмотрим несколько вопросов.

Какое отношение к подготовке к школе имеет игра?

— Самое непосредственное. Игра — это ведущий вид деятельности ребенка-дошкольника. В ней есть все, что необходимо для полноценного развития личности. И в этом ее незаменимое значение. В играх ребенок формируется как активный деятель: он определяет замысел и воплощает его в игровом сюжете. Он по своему усмотрению вносит коррективы в игровые планы, самостоятельно входит в контакты со сверстниками. В игре ребенок пробует свои силы и возможности. Самостоятельность, активность, саморегуляция — важнейшие черты свободной игровой деятельности — выполняют незаменимую роль в формировании личности будущего школьника.

Существуют разные игры: сюжетно-ролевые, режиссерские, игры с правилами и т. д. Их влияние на подготовку ребенка к школе неодинаково?

— Все они играют положительную роль в воспитании будущего школьника. Но каждый вид игр вносит свой особый вклад в подготовку к школе. Сюжетно-ролевые игры влияют на развитие социально-нравственной, эмоциональной и интеллектуальной сфер будущего школьника. В игре происходит моделирование детьми поведения взрослых людей, осуществляется перевод реальных отношений на новый язык — язык игровых образов. А это сложная интеллектуально-практическая деятельность.

В сюжетно-ролевой игре переплетаются реальное и фантастическое. Идет постоянное замещение реальных предметов символами, происходит перекодирование информации. Целые события могут быть заменены просто одним словом или жестом, условным сигналом. А все играющие должны принять этот условный язык, постигнуть взаимопонимания, общности взглядов — без этого нет игры. Поэтому в сюжетно-ролевых играх происходит формирование целого комплекса качеств, необходимых для школьного обучения.

Сюжетно-ролевая игра – это свободная деятельность: захотел – оставил игру, захотел – изменил сюжет. А в школе все строится на точном следовании правилам. Не противоречит ли это задачам подготовки к школе?

— Подготовка к школе — это прежде всего полноценное личностное развитие ребенка. Сила сюжетно-ролевой игры — в ее самостоятельности и коллективном характере. В играх формируется детское общество. В разновозрастных составах игр осваивается особая субкультура детства: обмен игровыми традициями, способами игрового поведения. Правила здесь устанавливаются самими играющими и действуют достаточно жестко: не подчиняешься правилам — выходи из игры! Здесь происходит социализация ребенка, формируется умение понимать других и добиваться того, чтобы быть понятым, закаляются воля, настойчивость. А совместное планирование, создание воображаемой ситуации, достоверное воплощение роли? Какие жаркие споры порой возникают при этом. Это ли не социальная практика общения, так необходимая будущему школьнику в его контактах со сверстниками и взрослыми?

Можно ли как положительную черту подчеркнуть и значение творческого начала в сюжетно-ролевых играх?

— Да, это еще один потенциал игр. Сюжетно-ролевая игра всегда предполагает воображаемую ситуацию. Для этого необходимо умение творчески воссоздавать определенный «отрезок» жизни, воображать себя в новой роли. Сколько здесь проявляется фантазии, изобретательности, мастерства! Какие захватывающие чувства переживают играющие! Их воображение проявляет себя очень активно. Современные психологические исследования относят развитие воображения к числу важнейших новообразований личности будущего школьника.

И в связи с этим хотелось бы подчеркнуть необходимость поощрения развития игр-фантазий. Для них не требуется каких-то особых игрушек, условий. Вот сидят в укромном уголке участка несколько детей, и фантазия переносит их в самые удивительные места: «Давайте придумаем, как будто мы попали в пустыню и у нас кончается вода» или «Давайте как будто вы прилетели на другую планету, а я, инопланетянин, вышел к вам.»

«Как будто» — без этого невозможно творчество. Из этого детского «как будто» начинаются истоки творческих замыслов будущих изобретателей, писателей, художников. В детской фантазии развиваются важные черты мышления — гибкость, образность, ассоциативность, без которых невозможна успешная учеба в школе.

Можно ли, наблюдая за играми детей, как-то прогнозировать успешность их обучения в школе?

— Игры ребенка — важный показатель общего развития. К. Д. Ушинский призывал внимательно наблюдать за детскими играми. Если ребенок не выражает интереса к игре, проявляет пассивность, если его игры стереотипны и примитивны по содержанию — это серьезный сигнал неблагополучия в развитии ребенка и, к сожалению, неутешительный прогноз для школьного обучения. Часто примитивное игровое поведение сочетается с общей интеллектуальной пассивностью, задержкой развития, и, следовательно, есть реальные основания сомневаться в возможности такого ребенка успешно учиться в школе.

Каково значение в подготовке к школе игр с правилами дидактических, подвижных, настольно-печатных и т. д.?

— Значение этих игр в подготовке к школе вообще трудно переоценить. Если сюжетно-ролевые игры оказывают более широкое общеразвивающее влияние на личность будущего школьника, то игры с правилами самым непосредственным образом связаны с предстоящей учебной деятельностью и поведением учащихся. В играх с правилами происходит своеобразное моделирование, проигрывание ребенком ситуаций и действий, в значительной степени приближенных к будущей учебной деятельности.

В центре учебной деятельности всегда стоит учебная задача, которую необходимо принять ребенку. Для ее реализации нужно освоить систему определенных способов действий, адекватных поставленной задаче. Только при этом условии возможно получение правильного результата. В учебной деятельности всегда присутствуют определенные правила, направляющие активность учащегося. Нарушение их приводит к отрицательным последствиям. К примеру, если ребенок не может выделить учебную задачу или даже выделив, пытается решить ее неадекватными способами (например, заменяет действия сложения простым пересчетом слагаемых), учебная деятельность фактически не складывается.

Что происходит в играх с правилами?

— В этих играх как бы отрабатываются механизмы будущей учебной деятельности. В любой дидактической игре всегда есть игровая задача, которую ребенку следует понять и принять (узнать, каких предметов больше, убрать лишние игрушки, найти одинаковые и т. д.); чтобы ее решить, необходимо выполнить определенные действия (сравнить, проанализировать, измерить, сосчитать). Игровое поведение также определяется правилами (нельзя подсматривать за ведущим, задавать некоторые вопросы или произносить определенные слова, нужно точно следовать очередности: «сначала опиши игрушку — потом достань»).

Многие игры с правилами, например, настольно-печатные, требуют от ребенка довольно сложных действий, исполнения одновременно нескольких правил (точно следовать в отсчете движения фишки показаниям брошенного кубика; ориентироваться на условно-знаковые сигналы на игровом поле; следить за действиями других играющих и т. д.).

В играх с правилами развивается и необходимая будущему школьнику произвольность поведения и общения со взрослыми и сверстниками.

Можно ли по тому, как играет ребенок в игры с правилами, судить о его подготовленности к школе?

— Да, также как и сюжетно-ролевые игры, игры с правилами дают большую информацию о готовности ребенка к школе. Многие методики оценки готовности к школе построены по типу игр с правилами То, как ребенок понимает условия игры, ее игровую задачу, способен ли он учитывать в игре и сознательно придерживаться всех ее правил, замечает ли и вовремя ли исправляет свои ошибки или неточности, свидетельствует о степени его подготовленности к школе.

В исследовании Е. Кравцовой старшим дошкольникам предлагались игры типа «Фанты», «Черное и белое не брать», в которых есть ограничительные правила: не произносить определенные слова. Выяснилось, что дети с недостаточной готовностью к школе не могли применить эти правила — они не понимали условного характера «провокационных» вопросов и в ответах постоянно употребляли запрещенные игрой слова.

Внешнее правило игры не стало для таких детей их внутренним правилом, определяющим игровое поведение. А это свидетельствует об отставании в развитии самостоятельности и произвольности поведения ребенка. Постоянно обогащая игровой опыт каждого ребенка, мы тем самым способствуем успешной подготовке дошкольника к школе.

Предстоящая учебная деятельность предполагает наличие у старшего дошкольника определенных качеств: умения понимать игровую или практическую задачу, точно следовать правилам, сосредотачивать внимание на содержании деятельности, контролировать себя, произвольно управлять своим поведением. Многие учителя начальных классов указывают, что отставание в учебе нередко связано с низким уровнем развития произвольности поведения, неумением поддерживать внимание, осуществлять элементарный самоконтроль. Поэтому в детском саду необходимо как можно шире использовать игры и игровые задания, вырабатывающие у ребенка способность следовать правилу, управлять своим вниманием, памятью и контролировать действия Такие игры следует использовать широко как на занятиях так и в свободной деятельности детей.

При проведении игр соблюдаются следующие условия. Нужно:

— четко, эмоционально и выразительно разъяснять детям задачу и правила игры;

— занимать в игре позицию равноправного партнера сопереживать играющим, живо и эмоционально реагировать на ход игры, поддерживать интерес к действиям каждого ребенка;

— вводить в игру элементы соревнования, веселой состязательности команд, поощрять болельщиков, которые эмоционально поддерживают играющих;

— давать возможность каждому ребенку быть в роли как участника, так и ведущего игры;

— варьировать задания и правила игры, развивая способность произвольно перестраивать свое поведение в соответствии с изменением игрового содержания;

— осуществлять индивидуально-дифференцированный подход к детям через вариативность игровых заданий и правил.

Обсуждение закрыто.