Подготовила Думчева Н.А.
Воспитатель высшей категории
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром
во второй младшей группе «Солнечные зайчики»
Программное содержание:
Расширять представления детей о явлениях природы: солнечный свет, солнечное тепло.
Побуждать детей устанавливать элементарную зависимость состояния природы от смены времен года.
Развивать наблюдательность, любознательность и зрительное восприятие окружающей природы.
Воспитывать бережное отношение к природе, желание сохранить её красоту.
Материал: зеркальце; предметные картинки к дидактической игре «Узнай и назови»; одуванчики в горшочке; магнитная доска.
Словарная работа: внести в словарный запас детей новые слова: солнечные лучики, весна – красна, одуванчик.
Ход занятия.
Воспитатель подводит детей к окну и читает стихотворение:
На солнышке грелась ель, подтаяла сосна,
Идёт апрель, звенит капель.
В саду у нас весна!
— О каком времени года нам рассказывает это стихотворение? (это стихотворение рассказывает нам о весне).
— Когда приходит к нам весна, после какого времени года? (после зимы)
— Кто же будит всё вокруг весной? (солнышко)
— Солнышко проснулось, потянулось, и побежали солнечные лучики во все стороны. Посмотрите, один лучик я поймала своим зеркальцем.
Проводится дидактическая игра «Солнечные зайчики». Воспитатель читает стихотворение и играет солнечным зайчиком, а дети пытаются его поймать.
Солнечные зайчики играют на стене,
Помани их пальчиком, пусть бегут к тебе.
Вот он, светленький кружок,
Вот, вот, вот — левей, левей!
Убежал на потолок…
Солнечные лучики быстро-быстро бегают, всех будят и говорят: — Просыпайтесь, пора настала. Сама весна красна пришла.
— Как вы думаете, кого будят солнечные зайчики?
Проводится дидактическая игра «Кого разбудило солнышко?»
Детям раздают предметные картинки. Они подбирают нужные картинки и называют их.
— Солнечный зайчик разбудил медведя. Он в берлоге зимой спал.
— Солнечный зайчик разбудил листочки. Они появились из почек на деревьях и кустарниках.
— Солнечный зайчик разбудил ёжика. Он зимой в норке спал.
— Солнечный зайчик разбудил муравья и бабочек и т.д.
— Ребята, посмотрите, кого ещё разбудил солнечный зайчик. Воспитатель обращает внимание на жёлтые цветочки.
— Эти цветочки я не сорвала, а выкопала осторожно лопаточкой вместе с землёй и принесла вам.
— Почему я выкопала цветы вместе с землёй, кто догадался? (ответы детей обсуждаются)
— Что это за цветы? Как они называются? (одуванчики)
— Какого цвета одуванчики? (жёлтого)
– На что похож одуванчик? (на солнышко)
В камышах гнездятся цапли, дремлет сонная река,
Солнце расплескало капли на речные берега.
Стали капельки цветами, озарили всё вокруг!
В новом жёлтом сарафане одуванчиковый луг!
Далее воспитатель на листе бумаги рисует картину по содержанию текста.
— Одуванчик очень любопытный цветок! Проснувшись весной, он внимательно посмотрел вокруг себя и увидел солнышко. Солнышко заметило цветочек и осветило его своим жёлтым лучиком. Пожелтел одуванчик и стал таким ярким, красивым. И так полюбил одуванчик солнышко, что смотрит всегда туда, где солнышко. Солнышко вправо идёт, и одуванчик глядит вправо, солнышко уходит влево и одуванчик поворачивает свою головку влево.
— Ребята, давайте посмотрим на солнышко.
— Где оно находится сейчас? Дети подходят к окну и смотрят на солнышко и определяют место положения солнышка. (занятие проводится в очень солнечную погоду)
— Почему вы закрываете глаза? (ответы детей обсуждаются и подводятся к тому, что солнышко светит очень ярко и глазкам больно смотреть на такой свет)
— Ребята, солнышко умеет рисовать своими лучиками на стене картинки. Эти картинки могут оживать. Посмотрите.
Воспитатель изображает руками различных животных: птицу, собачку и т.д. Дети узнают и называют их.
В конце занятия воспитатель предлагает детям поиграть с солнечными лучиками. Проводится подвижная игра «Солнечные зайчики». Воспитатель поднимает вверх солнышко, дети весело бегают по группе врассыпную. Воспитатель опускает солнышко или закрывает солнышко тучкой, дети бегут на свои стульчики или приседают.
В заключении дети прощаются с солнечными зайчиками.