Самая незабываемая и познавательная пора — это детство. Время поисков, исследований, вопросов, экспериментов. Каждый, кто столкнулся с маленькими любознательными малышами знают, что это время «почемучек»: очаровательных детей, жадно ищущих ответы на мучащие их вопросы. Маленький ребёнок-исследователь окружающего мира природы.
Он познаёт этот мир с помощью личных ощущений, действий, переживаний, посредством его хотя и маленького, но жизненного опыта.
Сегодня развитие познавательных способностей дошкольников — это злободневная проблема современного мира. Важным этапом является развитие у малыша мышления, внимания, речи, пробуждение интереса к окружающему миру, формирование умения открывать новое и удивляться ему. Если на свет появился здоровый малыш, то он имеет врождённый познавательный интерес, благодаря которому он адаптируется к новым условиям жизни. Со временем интерес превращается в познавательную активность, которая и отвечает за путь познания ранее неизведанного. Дальнейший рост и развитие приводят к становлению познавательной деятельности у ребёнка, которая присуща взрослым людям.
В течение детского возраста до наступления школьного периода познавательная активность позволяет сформировать первый образ окружающего мира. Формирование очертаний мира происходит благодаря развитию следующих компонентов: познавательные процессы, информация, отношение к миру.
Все составляющие области познания имеют сильную взаимосвязь. Нельзя забывать, что познания малыша и взрослого человека не имеют практически ничего общего. Взрослый человек окружающее воспринимает умом, а маленький — эмоциями. Если взрослые люди изучают сначала информацию, затем отношение, то дети абсолютно иначе: на первом месте стоит отношение, а уже потом информация. Соответственно, приступая к работе по развитию познавательного аспекта, следует не забывать о возрастных особенностях детей.
Познавательный процесс начинается с самого рождения и условно может быть разделён на следующие этапы:1ый год, 1-2 года и с 2-3 лет.
Познавательное развитие дошкольников — вторая младшая группа
Восприятие мира ребёнком трёхлетнего возраста базируется на предметном содержании реальности. Мир состоит из разрозненных конкретных предметов, объектов, явлений. Познание малыша работает по принципу: что вижу и с чем соприкасаюсь, то исследую. Предметы рассматриваются им с двух ракурсов: ему интересен как их внешний облик, так и внутренние параметры. Но понять самостоятельно скрытые параметры предметов дошкольник трёх лет неспособен.
Дети, возраст которых соответствует второй младшей группе, начинают формировать первые связи и зависимости — взаимосвязь между внешними и внутренними параметрами объекта. Они начинают осознавать роль и значение различных объектов в их жизнедеятельности.
Детям этой возрастной группы хотя бы один раз в течение месяца проводят экскурсию по территории детского сада, на которой они знакомятся с аквариумом и его жильцами, предметами интерьера, птицами и прочим. Поскольку дошкольники любят подарки, то в этот период им интересны дары природы — красивые осенние листочки, ягоды рябины, снежинки, морозные узоры на стекле, первые весенние цветы, пробивающиеся из-под снега и прочие.
Формируется схема «исправляем — помогаем» кто-то огорчился, то его следует утешить, а когда что-то стало неисправно, то стоит отремонтировать. Очень важно понимать, что познавательное развитие заключается не только в занятиях, существенную роль в развитии познавательной активности дошкольника играют верно запланированные и осуществлённые мероприятия обычной жизни: индивидуальные разговоры и в группах, наблюдения, изучения строения собственного тела, уход за комнатными цветами.
Средняя группа
Когда малышу исполняется четыре года, его развитие претерпевает существенных изменений. Это обусловлено рядом факторов: изменения в строении мозга, совершенствование процессов психики, высокий уровень речевого овладения, формирование какого-то запаса образов о непосредственном окружении. Соответственно, происходит переход познавательного развития на следующую и более высокую ступень, которая качественно отличается от предыдущей.
Для четырёхлетнего малыша становится возможным верно воспринимать и усваивать информацию, которую он получил с помощью слов. Такого рода перемены в познавательном развитии дают возможность ребёнку переходить границы близкого окружения. Впереди него ждут множество знаний и открытий, перед которыми должна пройти подготовительная работа, чтобы облегчить восприятие информации на вербальном уровне.
Этот новый познавательный приём даёт возможность детям как узнавать, так и осознавать разнообразную информацию о мире. Каждый воспитатель, родитель имеет право самостоятельно выбирать содержание, предлагаемое детям для познания
Детям дошкольного возраста, находящимся в средней группе, вводят и закрепляют понятие «последовательность». Демонстрируется, насколько важно соблюдать последовательность в жизни. Это период идеален для знакомства с разными видами трудовой деятельности и встречами с интересными людьми. Проходит знакомство как с внешним видом предметов, так и с качественными параметрами рукотворных материалов — бумага, ткань, стекло и прочие.
Для этого возраста характерно формирование избирательных интересов у детей. Поэтому важным моментом является участие ребёнка в выставке «Моя коллекция», где представлены работы детей в соответствии с их личными интересами — вкладыши, календари и прочие.
Старшая группа
Мир ребёнка дошкольного возраста, состоящий из ближайшего окружения, прочен и понятен. В его сознании накопилось довольно большое количество информации, требующей постоянного пополнения. Этим объясняется тяга детей этой возрастной группы к расширению познавательных горизонтов реальности, постижению существующих в мире связей и взаимоотношений, утверждению в собственном отношении к миру вокруг них. Им интересны новые информационные источники.
Родители и педагоги в этот период должны обратить внимание на одну из главных задач, заключающуюся в организации предметно-развивающей среды для познавательного развития. Часть предметов ждёт малышей с начала учебного года, другая появляется с течением процесса знакомства с ними.
Дети в пятилетнем возрасте имеют психический и интеллектуальный уровень, позволяющий приступить к первичному элементарному усваиванию таких понятий, как «знак», «символ», «знаковые системы», «время». Познание таких терминов начинается с ознакомления дошкольников с картой, глобусом, разнообразными символами и знаками. А также осуществляется дальнейшая отработка уже постигнутых понятий: климатические зоны, ландшафтный рельеф и прочие.
Среди серьёзных тем стоит выделить «время», являющееся сложным понятием, которое и сейчас не имеет определения. Детей этого возраста необходимо учить фиксировать время по часам и различным календарям, делать собственный календарь дневного распорядка, знакомить с прошлым на примере динозавров.
Для углубления и расширения представлений детей о живой и неживой природе, следует классифицировать информационный запас по блокам. Например, к живой природе относятся царства растений и животных, которые, в свою очередь, также имеют свои разделы: дикие растения и культурные растения, дикие и домашние животные. Информация из области знаний о неживой природе подаётся также систематизировано — атмосферные явления, солнечная система, времена года и прочие.
Подготовительная группа
Когда дети преодолевают шестилетний рубеж, у них имеется большой запас сведений о нашем мире. Задача взрослых состоит в том, чтобы направить познавательный процесс на налаживание порядка информации по содержанию, формирование осмысленных причинно-следственных связей, становление отношения к миру с положительной стороны. При этом стоит понимать, что упорядочивание по содержанию представляет собой разделение накопленной и получаемой информации о мире по сферам познания, ориентированным на конкретный блок знаний — историческая, географическая, культурная и прочие сферы.
Итак, познавательное развитие детей дошкольного возраста является процессом не только очень увлекательным, но и непрерывным. Познание мира малышом начинается сразу после его рождения. Само строение головного мозга человека предполагает постоянное принятие каких-либо сведений, их обработку, в результате которой происходят сложные процессы накопления, игнорирования и удаления информации. Но для правильности формирования родители должны постоянно находиться рядом, чтобы направлять в нужном русле.
Старший воспитатель Позднякова И.О.