Конспект занятия
по нравственно- патриотическому воспитанию
к 300 летию Кузбасса «Чем дорог нам Кузбасс»
в подготовительной группе «Пчелки»
Воспитатель:
Кретова Л.Ю.
23 января 2019г
Цель: формирование у дошкольников понятия Родина, родной край- КУЗБАСС, расширение представлений о городах Кемеровской области.
Задачи:
1.Расширять представление детей о своей Родине, о родном крае.
-
Закрепить знания о гербе Кузбасса, г. Ленинска-Кузнекого, формировать уважительное отношение к государственным символам.
-
Развивать внимание, память, воображение, логическое мышление, мелкую моторику.
3.Обогащать словарь детей понятиями (Родина, край родной, губернатор, глава города, угольный бассейн).Закрепить в речи детей новые слова и термины.
-
Поддерживать познавательный интерес к истории своей Родины, знакомить с важными событиями из истории Кемеровской области, с её традициями и особенностями культурного наследия.
Предварительная работа: заучивание стихотворений, пословиц и поговорок о Родине, Кузбассе, родном городе Ленинске- Кузнецком. Рассматривание иллюстраций о Кемерово – областном городе и о городах Кемеровской области.
Материал к занятию: карта Кемеровской области, иллюстрации с гербом Кемеровской области, России (флаг, герб); портрет Президента, губернатора и главы родного города, альбомы городов области, открытки г. Ленинска – Кузнецкого, иллюстрации из книг о растительном и животном мире, о главной профессии угольного бассейна, заготовки из цветной бумаги, клей.
Ход занятия
Педагог: Здравствуйте, ребята!
Давайте поприветствуем друг друга улыбкой и стихом о ребятах – дошколятах.
Дети: Мы весёлые ребята!
Мы ребята-дошколята!
Скоро в школу мы пойдём!
Будем знать мы обо всём.
Педагог: И сегодня мы с вами продолжим пополнять свои знания и узнаем много нового и интересного о Родине, о родном крае –Кузбассе, о Кемеровской области,о других городах Кузбасса и конечно же о нашем Ленинске-Кузнецке.
Педагог: Дети, как вы думаете, зачем люди путешествуют?
Дети: для того — чтобы где-то побывать, узнавать что — то новое, интересное.
Педагог: Я вам предлагаю сегодня отправиться в путешествие. А вот куда, в какое именно место, вы догадаетесь, прослушав стихотворение.
Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой живем,
И березки, вдоль которых,
Рядом с мамой мы идем.
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Теплый вечер за окном.
Все, что в сердце бережем,
И под небом синим — синим
Флаг России над Кремлем.
Педагог: О чём это стихотворение?
Дети: О Родине
Педагог: А что такое Родина?
Дети: Это то место, в котором мы родились и где всё для нас родное.
Педагог: А почему ещё мы называем свою Родину матерью, говорим Родина-мать. Дети: Она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами.
Педагог: На свете есть много других государств и земель кроме России, но одна у человека Родина, также как и родная мама).
Педагог: Я предлагаю вам отправиться в путешествие по городам нашей области и выяснить, чем дорог нам наш край – Кузбасс.
Педагог: Кто знает почему наш край зовется Кузбасс?
Дети: Кузнецкий угольный бассейн
Педагог: Посмотрите на карту нашей области, какая она интересная – частичка нашей России!
Педагог: Как называется главный город области?
Дети: Кемерово
Педагог: Сейчас мы сделаем первую остановку в нашем путешествии и познакомимся с главным городом области и совершим небольшую экскурсию по памятным местам этого города.
Педагог: Кемерово-главный город области. Или по- другому –город областной.
Дети, а как называют людей, живущих в Кемеровской области?
Дети: кемеровчане
Педагог: На каком языке общаются в Кузбассе?
Дети: на русском.
Педагог: Правильно в основном на русском.
Назовите кто управляет нашим краем?
Дети: Губернатор
Педагог: А как его зовут?
Дети: Цивилев Сергей Евгеньевич.
Педагог: Молодцы!
Педагог: Дети, а кто из вас побывал в Кемерово и может назвать интересные места, которые видел. Это памятники, достопримечательности?
Дети: Дети рассказывают о тех местах, которые знают и делятся впечатлениями.
Педагог дополняет, что возникновение города предопределило открытие в его окрестностях богатых залежей каменного угля. Открыл же месторождение в 1721 г. рудознатец Михайло Волков, вдоль и поперек исходивший земли нынешнего Кузбасса. Что побывав в областном музее краеведения, располагающим собранием из 90 тыс. экспонатов, путешественники смогут многое узнать о прошлом, настоящем, естественных богатствах удивительного края. В залах естественной истории представлены скелеты динозавров, чучела представителей современной фауны. Часть экспозиции посвящена вкладу народа Кузбасса в Победу над фашизмом, послевоенному развитию региона. В коллекции музея представлено немало бесценных артефактов, найденных археологическими экспедициями на территории области в разное время. Что в городе есть много зон для культурного отдыха жителей – Драмтеатр, Филармония, Цирк, набережная, парк и скверы, развлекательные центры и многое другое.
Педагог: Кузбасс, как и всякая страна, даже очень маленькая ,имеет свой государственные символы- герб.
Педагог: А кто из вас назовёт государственные символы России.
Дети: герб, гимн, флаг.
Педагог: Молодцы!
Педагог: А сейчас я предлагаю послушать гимн нашей Родины стоя (слушаем гимн стоя).
Педагог: Давайте проверим, насколько хорошо мы знаем изображения Российского герба и флага.
Д.И. «Сложи картинку».
Задание: сложить из разрезанных картинок (пазлов) символику главного города нашей страны (герб и флаг),герб Кузбасса, города. (Работа в подгруппах).
Педагог: Молодцы, ребята. Справились с заданием.
Педагог: А мы продолжаем наше путешествие…
Педагог: Родина у человека бывает большая и малая. Но большая родина всегда начинается с малой. Это место в нашей стране, где мы родились и растем – это наш родной край, это наша малая Родина.
Педагог: Ребята, а какая же у нас малая Родина?
Дети: Наша малая Родина – родной город – Ленинск- Кузнецкий.
Педагог: И следующую остановку мы сделаем в нашем любимом городе (Ленинске –Кузнецком).
Педагог: В Кемеровской области много городов, а в нашем городе много улиц и много домов. А какие улицы города вы знаете? Педагог: На какой улице расположен наш детский сад?
Дети называют улицы города, в честь кого они названы.
Педагог: а как называемся мы, жители нашего города?
Дети: Ленинск -Кузнечане
Педагог: А мы движемся дальше. А какие города Кемеровской области вы ещё знаете?
(Дети называют города, которые знают. Более подробно останавливаемся на городе Прокопьевске).
Педагог: Чем знаменит город ?
Дети: Исторически город славится угледобычей, которой здесь занимаются более ста лет.
Педагог: Ещё Прокопьевск примечателен тем, что в этом городе много церквей и деревянной архитектуры (деревянных зданий и домов), памятников, музеев, парков, центров развлечения. Город был не случайно выбран для организации угольной экспозиции. Запасы угля разных марок в Кузбассе являются одними из богатейших в мире.
Педагог: Мы побывали с вами в трёх городах нашей Родины. Назовите их.
Педагог: И сейчас я предлагаю вам сделать из бумаги флаг России.
Педагог: Этапы работы:
Для того чтобы сделать флажок, нужно:
-
Выстричь из бумаги основу для флага, свернуть на две части;
-
Намазать клеем одну сторону и склеить обе части, оставляя место для палочки (древка)
-
Вставить палочку — древко в заранее приготовленную ячейку на шаблоне
Дети изготавливают флажки. Воспитатель оказывает им помощь по мере необходимости.
Затем воспитатель предлагает ребятам внимательно рассмотреть флаг России.
Педагог: Российский флаг состоит из трех полос.
Люди придавали большое значение цветам флага.
Что символизирует белый цвет?
(ответы детей)
Педагог: Да, действительно, верхняя полоса — белая, как чистый снег, она напоминает нам о белоствольной березках, русской зиме, легких облачках.
Педагог: Это символ мира, и благородства.
Педагог: А что значит синий цвет флага?
(ответы детей)
Педагог: Средняя полоса — синяя, как ясное небо, синева рек, озер морей.
Синий цвет — символ верности, честности.
А красный (ответы)
Педагог: нижняя полоса — ярко-красная, как солнышко на рассвете. Красный цвет-любовь, огонь, кровь, пролитая за Родину.
Педагог: Российский флаг-символ доблести и чести российского народа.
Педагог: А закончить наше путешествие хотелось бы стихотворениями, которые мы же знаем — о России, Родине, крае, о городе областном и родном, об улице родной, о родном дворике.
Педагог: И я прочту в завершении стихотворение
НАШ ДОМ
На карте мира не найдешь
Тот дом, в котором ты живешь.
И даже улицы родной
Мы не найдем на карте той.
Но мы всегда на ней найдем
Свою страну — наш общий дом.
Педагог: Вот такими замечательными словами мы закончим наше занятие.