Лесное путешествие

МАДОУ №10(Солнышко)

Воспитатель: Болотова Т.В 

 

 

Итоговое занятие проводится в старшей логопедической группе. Имеет интегрированный характер (ознакомление с окружающим миром, формирование элементарный математических представлений, развитие речи, аппликация). Занятие проводится в форме лесного путешествия, в процессе которого, детям предлагается оказать помощь карандашу вернуться домой в берёзовую рощу. Дети выполняют различные задание, чтобы попасть туда.

Цели:

  • Образовательные:
    • учить сочетать разные изобразительные  техники для передачи характерных особенностей берёзовой кроны весной  и стройного ствола;
    • учить использовать в аппликации различные материалы для передачи цветовой гаммы;
    • познакомит детей с аппликацией из карандашных стружек;
    • учить строить причинно-следственные связи;
    • учить детей делиться на подгруппы и работать в них.
  • Развивающие:
    • закрепить знания детей о деревьях как неотъемлемой части нашей природы. Их красоте и пользе. Знания названий деревьев и их отличительные особенности, строение деревьев;
    • закрепить знания о лесе, его особенностях в зависимости от того, какие деревья растут в данном лесу. (Смешанный лес и берёзовая роща). Какую пользу приносят деревья человеку. (Из дерева изготавливают множество  предметов быта, необходимых для человека);
    • продолжать изучать с детьми сезонные изменения в природе, которые происходят весной;
    • закрепить умение внимательно слушать аудио запись звуков леса, выделять нужные звуки, характеризующие весенний лес;
    • закреплять умение детей отгадывать загадки. Закреплять пространственные представления;
    • упражнять детей в нахождении местоположения: спереди, сзади, между;
    • закреплять умение выражать словами своё местонахождение по отношению к  детям, стоящим рядом;
    • упражнять детей в сопоставлении предметов по длине, высоте, ширине, раскладывая их в ряд в порядке убывания (возрастания);
    • развивать представления о том, что результат счёта не зависит от расположения предмета и направления счёта;
    • упражнять в соотнесении цифр с количеством предметов;
    • закреплять навыки аппликации;
    • совершенствовать технические умения;
    • развивать чувство цвета;
    • развивать логическое мышление;
    • развивать умение применять в своей речи образные выражения;
    • активизировать употребление прилагательных, связанных с темой занятия;
    • закрепить типы словообразования берёза-берёзочка, берёзовый, берёзовая роща, дерево-деревце, деревянный;
    • закреплять умение отвечать на поставленные вопросы полным предложением.
  • Воспитательные:
    • воспитывать любовь к природе;
    • воспитывать любознательность.
    • воспитывать интерес к изучению удивительного мира растений, бережное отношение к «зелёному другу».

Активизация словаря: деревянные, берёзовая роща, ствол, сучок, смешанный лес, листва, кора, крона, ручейки, тропинки.

Обогащение словаря: березняк, грифель, карандашная стружка

Предварительная работа:

  • Рассматривание иллюстраций с деревьями.
  • Изготовление коробочек для карандашных стружек.
  • Дети подписывают свои работы.
  • Тонирование листов картона для аппликации.
  • Поточить зелёные карандаши.
  • Что бы получить карандашные стружки.

Материал, инструменты, оборудование: стакан с цветными карандашами, игрушка-карандаш, карточки с  изображением деревьев, расположенных в разном направлении (10 деревьев на каждой карточке). 3 карточки с изображением берёзовых листьев (1, 2, 3). 12 карточек с цифрами 1, 2, 3 по четыре на каждую цифру. 5 плоскостных берёз разной высоты, 5 коричневых полосок разных по длине, 5 полосок синего цвета разных по ширине. Коробочки с карандашными стружками, половина листа картона, тонированного голубой акварелью. Прямоугольник белой бумаги, простой карандаш, ножницы, кисточка для клея, салфетка, клеёнка, клей. Образец аппликации берёзы на листе картона А4. Мольберт, ноутбук, экран, проектор, изображение на компьютере берёзовой рощи и смешанного леса.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1 часть

Дети заходят в группу.

Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно, какие предметы в нашей группе сделаны из дерева?

(На полке замечают баночку с цветными карандашами. Среди цветных карандашей они замечают необычный карандаш, изготовленный из не обработанного сучка берёзы. Он как живой, есть ручки, глазки, ротик и носик.)

Воспитатель: Ой, посмотрите, какой необычный карандаш! 
– Чем он отличается от других карандашей?
– Какой он?
– Из чего он сделан?
– Из какого дерева?
– Где его дом?
– Посмотрите, какой у него грифель. Эта та часть карандаша, которая оставляет на бумаге след.

(Показать детям как рисует этот карандаш)

Карандаш: «Здравствуйте, дети! Я весёлый карандаш! И приглашаю вас в гости, в лес, где я родился. Там растут одни берёзы.
– А скажите мне, как называется лес, где растут одни берёзы? (Берёзовая роща)
– А ещё он называется березняк.
– Отправляемся в увлекательное путешествие».

Воспитатель: Но чтобы попасть в берёзовую рощу, весёлому карандашу нужна наша помощь. Поможем?

2 часть

Воспитатель: Но что бы нам быстрее добраться до берёзовой рощи нам надо встать в определённом порядке.

(Дети встают, согласно инструкции воспитателя, «за», «перед», «между»)

Логоритмика:

«Друг за другом мы идём
и ничуть не устаём.
Поднимаем ножки
На лесной дорожке.
Поднимаем ножки
На лесной дорожке.
Левой  раз, правой раз
Посмотрите вы на нас».

(Дети маршируют с продвижением вперёд).

– А вот и лесная тропинка. Присядем и отдохнём немного.

(Дети садятся на ковёр).

– А теперь закроем глазки и послушаем звуки весеннего леса.

(Прослушивание аудио записи).

– Откройте глаза и скажите, звуки чего вы услышали?
А вот и лес!

(На экран проецируется изображение смешанного леса).

Приложение 1

Карандаш: «Ой, это лес! Какой красивый!»

Воспитатель: Ребята, скажите, это берёзовая роща?
– Почему?
– Какой это лес?
– Так мы с вами заблудились! Но что бы попасть в берёзовую рощу нам надо выполнить несколько заданий. Скажите, что можно увидеть в весеннем лесу?
Вот первое задание.

Счёт предметов, расположенных по-разному. (10)

Воспитатель: Вы должны сосчитать, сколько деревьев на каждой картине.
– Что надо запомнить, когда считаешь предметы, расположенные не в ряд?
– Правильно, при счёте предметов, расположенных не в ряд, надо хорошо запомнить, с какого предмета надо считать, чтобы не пропустить ни один предмет и ни один предмет не посчитать дважды.
– Скажите, одинаковое количество деревьев на этих картинах?
– Сколько деревьев на каждой картине?

 

 

 

– А вот и второе задание.

Сравнение предметов по высоте, ширине и длине.
Работа по подгруппам по 4 человека. Детям раздаются карточки с цифрами 1, 2, 3. Каждому ребёнку одна карточка. На стульчиках карточки с изображением берёзовых листьях (один, два, три листочка).

 

 

 

Дети должны соотнести цифры на карточках с количеством листьев. Так дети делятся на 3 подгруппы. Каждой подгруппе даётся своё задание.

1 подгруппа

Сравнение деревьев по высоте

– Сколько берёз всего?
– Что можно сказать об их размере?
– Покажите самую низкую берёзу?
– Покажите самую высокую?
– Разложите берёзы в ряд в порядке возрастания высоты. От самой низкой до самой высокой.

Дети называют по порядку их высоту («низкий», «выше»,  «ещё выше», «самый высокий»).

2 подгруппа.

Сравнение тропинок по длине.

– Сколько всего тропинок?
– Что можно сказать об их длине?
– Покажите самую короткую тропинку?
– Теперь самую длинную?
– Разложите тропинки, в порядке убывания длинны. От самой длинной до самой короткой.

Дети называют по порядку их длину («самая  длинная», «короче», «ещё короче», «самая короткая»).

3 подгруппа.

Сравнение ручейков по ширине.

– Сколько всего ручейков?
– Что можно сказать об их ширине?
– Покажите самый широкий ручеёк?
– А теперь самый узкий ручеёк?
– Положите ручейки в ряд по порядку – от самого узкого до самого широкого.

Дети рассказывают, в каком порядке они положили ручейки. «Самый узкий», «шире», «ещё шире», самый широкий».

По окончанию работы дети проверяют друг друга. Если есть ошибки, исправляют их.

3 часть

Карандаш: Какие вы молодцы! Все задания правильно выполнили. А теперь я хочу узнать, как вы умеете отгадывать загадки.

Все знают, что у ёлки
Не листья, а иголки.
И так же как она
С иголками… (сосна)

Не загадка это даже,
Сразу назовём.
Если только кто-то скажет –
Жёлуди на нём. (Дуб)

С моего цветка берёт
Пчёлка самый вкусный мёд.
А меня ж все обижают.
Шкуру тонкую сдирают. (Липа)

Всё в покое,
Замер ветер.
И деревья все молчат.
Нет не все ещё – у этих
Листья тихо шелестят. (Осина)

Весной зеленела, летом загорела.
Осень в сад пришла.
Красный факел зажгла. (Рябина)

– Ну, какие дети молодцы! Все загадки отгадали, все деревья узнали. А вот ещё одна загадка.

Русская красавица
Стоит на поляне.
В зелёной кофточке,
Белом сарафане. (Берёза).

– Конечно! Это красавица берёза!
– А игру про берёзу вы знаете? Научите меня!

Физминутка «Весёлая берёза»

Берёзка в белом сарафане                                   шаги на месте
Весною водит хоровод                                        руки на поясе,
Звенит серёжками тихонько                               повороты в правую и левую сторону
И птичек в гости всё зовёт                                 ритмичные взмахи руками к себе.
Раскроет свои руки-ветки,                                  руки в стороны,
Опустит ветки-пальцы вниз                              сводят руки к центру вниз.
Подставит солнышку листочки                         ритмичное покачивание рук над головой
Чтоб лучик на ветвях повис.

(После выполнения игры, на экран проецируется изображение берёзовой рощи)

Приложение 2

Воспитатель:  Вот мы и попали в берёзовую рощу. Как здесь хорошо. Мы проделали долгий путь.

Карандаш: Я так хочу остаться дома. В лесу. Спасибо дети, что помогли мне в трудном путешествии.

Воспитатель: А нам пора возвращаться обратно в детский сад. Но чтобы наша обратная дорога прошла быстрее я знаю волшебные слова.

Закройте лицо руками.
Три раза покружились.
И вот мы вместе с вами
Домой все возвратились.

4 часть

Воспитатель: Вот мы и в детском саду. Карандаш остался дома, в лесу. А у нас получилось увлекательное путешествие. Но вы все знаете, что после каждого путешествия на память остаются красивые фотографии, сувениры. А у нас ничего с вами нет. У нас не было фотоаппарата. Да и сувениров в лесу мы не нашли. Я предлагаю вам сделать вам самим  замечательные картины. Но только из чего. Мы с вами каждый день рисуем цветными карандашами, бывает так, что они у нас ломаются. Что мы с вами делаем? Правильно точим точилкой, а стружки выбрасываем как мусор. Я предлагаю вам из этих стружек сделать красоту.

На столах материал для аппликации. Заранее приготовленные стружки находятся в  картонных коробочках, изготовленных самими детьми на предыдущем занятии по ручному труду.
Каждый ребёнок подписал свою коробочку. Дети находят каждый свою и приступают к аппликации. Показ воспитателя частичный. На магнитной доске готовый образец. Ствол дерева дети вырезывают из белой бумаги в форме тонкого конуса. Рисуют простым карандашом крону. И постепенно начинают замазывать крону клеем, приклеивая сразу, пока клей не высох стружки от карандашей. Так же выполняется зелёная трава.

Физминутка

Наши пальчики как ножки,         указательный палец одной руки здоровается с большим пальцем другой руки. 
                                                      Задействованы одновременно указательные и большие пальцы обеих рук.
Побежали по дорожке.
Вот так быстро мы бежали,         сжать кулачки
Что споткнулись и упали.            расправить ладони и положить на колени

По окончании работы картины помещаются на доску. В последующем для них изготовляют дети рамки.

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *