Значение игр в развитии интеллекта у детей дошкольного возраста.
Составили :воспитатели МАДОУ №10 Пронькина Н.П.
Качканова Ю А.
Современные условия характеризуются гуманным образовательным процессом, внимательным обращением к личности ребёнка, развитию лучших его качеств, формированию разносторонней и полноценной личности. Чтобы реализовать эту эту задачу о требуется качественно новый подхода к обучению и воспитанию детей, организации всего образовательного процесса.
Обучение детей должно быть развивающим, увлекательным, проблемно игровым, обеспечивать постоянный рост его самостоятельности и творчества.
Соответственно мы должны менять способы, средства и методы обучения и воспитания детей. В связи с этим особое значение приобретают игровые формы обучения и воспитания.
Мы все знаем какую огромную роль играет игра в жизни ребёнка. Именно игра позволяет развивать способности, умственные и художественные способности, помогает малышу познавать мир. В игре он наблюдает, запоминает, развивает фантазию, знакомится с формами и свойствами предметов, выстраивает системы взаимосвязей. Игра позволяет, будто бы незаметно, решать различные задачи, порой очень сложные, и продвигаться вперёд по пути формирования и развития детского интеллекта.
В игре обучение ребёнка происходит эффективнее, а воспитание качественней и приятнее. С помощью игры мы помогаем узнать ребёнку самого себя, чувствует себя уверенней и смелее. Игра-это своеобразный эксперимент, в котором заложены условия для самовыражения и самопроверки. Общение во время игры является важным моментом для развития речи. внимательного отношения к друг другу, развивает чувство товарищества, воспитывает личность, является источником взаимного обогащения.
Мы считаем важным работать над развитием логического мышления детей, над развитием познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи.
К каждому занятию мы стараемся продумать такую игровую мотивацию, чтобы вызвать у ребенка интерес к занятию, создать состояние увлечённости, умственного напряжения, чтобы создать у детей желание применять усилия на осознанное освоение знаний, умений, навыков. При этом учитываем следующие условия:
- Организация, при которой ребёнок вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, решает задачи проблемного характера;
- Интеллектуальная и практическая деятельность на занятии должна быть разнообразной;
- Следует постоянно менять форму вопросов, заданий, стимулировать поисковую деятельность детей, создавая атмосферу напряжённой работы;
- Содержание занятий должно быть посильным, с индивидуальным подходом.
- Чем больше новый материал связан с имеющимся личным опытом ребёнка, тем он интересен для него;
- Учёт индивидуальных, возрастных, медицинских, психических особенностей воспитанников;
- Эмоциональность педагога, его умение поддержать и направить интерес к содержанию занятия, стимулировать познавательную активность детей.
При использовании игровой мотивации персонаж или несколько персонажей вызывают у ребёнка чувство доверия к ним, стремление помочь им в выполнении различных заданий, действий, опекать их.
Они сразу вызывают положительные эмоции, поэтому занятия проходят в атмосфере повышенного старания. Ребёнок имеет хорошую возможность проявить самостоятельность и ответственность.
Эмоциональная насыщенность связана также с их образностью и оригинальными игровыми действиями: перевоплощением в конкретный образ, использованием диалогов, характеризующих персонажей и их действия.
Особая роль возлагается на метод замещения, вызывают у детей ассоциации с действительными образами – это предоставляет ребёнку большую свободу воображения, мышления.
Дети получают возможность применять свои знания, умения и навыки в реальной для них и эмоционально насыщенной игровой деятельности. Так происходит по-настоящему равноправное общение взрослого и ребёнка, в результате которого ребёнок учится «работать» в коллективе, самостоятельно находит выход из затруднительных ситуаций, проявлять сочувствие и оказывать помощь тем, кто в ней нуждается.
Эти качества составляют будущую личность, способную обеспечить будущее нашего общества, как в экономическом, так и в социальном плане.