Нравственное воспитание; Наказывать или прощать.

Консультации для родителей.

Нравственное воспитание

 

Воспитатель: Дианова Ольга Александровна

Дошкольное детство – важный период в нравственном становлении личности. Исследования ученых в области педагогики и психологии свидетельствуют о формировании основных моральных качеств личности именно в эти годы. Особую роль в нравственном развитии ребёнка оказывает семья. Семья оказывает сильное воздействие на формирующуюся личность. Её воздействие длительно и постоянно. Усваивая нормы поведения и отношения родителей, ребёнок многое перенимает у них, соответственно ведёт себя с близкими людьми и за пределами семьи.

         Нравственное воспитание предусматривает формирование у ребёнка чувств, привычек нравственного поведения и нравственных представлений – о добре и зле, о явлениях общественной жизни.    

         Перед педагогами и родителями стоят следующие задачи  в формировании у детей нравственного поведения:

        

         — формирование культуры поведения, воспитывать их дома, в детском саду, и общественных местах, соблюдая общепринятые нормы;

 

         — учить уважительно относиться к окружающим, считаться с их делами, интересами, удобствами;

 

         — воспитывать культуру общения с взрослыми и сверстниками, выражающиеся в общительности, сдержанности, деликатности, скромности, чуткости, умении считаться с интересами большинства;

 

         — воспитывать культуру деятельности (умение обращаться с игрушками, книгами, личными вещами, уметь договариваться с детьми и т.д.);

 

         — вырабатывать у ребёнка элементарные навыки организации своего свободного времени в соответствии с установленным распорядком жизни в детском саду и в семье;

 

         — формировать у ребёнка разумные потребности и воспитывать чувство долга.

         Воспитанность не образуется сама по себе, как полагают многие родители. Само определение «воспитанность» говорит о том, что это результат его воспитания. К сожалению, некоторые родители считают, что воспитание культуры поведения и навыков общения, вежливость, сдержанность – это удел взрослых, и потому говорят: «Все придет с возрастом, а пока что с него спросишь. Ребёнок». Тем временем дошкольник растет, не зная самых элементарных и доступных для него законов приличия.

         Воспитание маленького ребёнка начинается с привития ему полезных привычек, организующих его поведение и общение с взрослыми и сверстниками.

         Какие наиболее важные нравственные  качества хотим мы видеть в наших детях?

 

         Вежливость…Она украшает человека, делает его привлекательным, вызывает у окружающих чувство симпатии – «Ничто не стоит так дешево и не ценится так дорого, как вежливость». Важно, чтобы любое проявление вежливости стало для ребёнка хорошо осознанной необходимостью.

Вежливость приобретает цену, если она проявляется по велению сердца.

 

         Чуткость…Это моральное качество человека выражается в его отношении к окружающим. Чуткость проявляется в заботе о людях, умении прийти им на помощь. В семье родители должны учить детей проявлять это качество в делах («Помоги бабушке»; «Поделись с братом»), развивать умение сочувствовать (Мама устала, не шуми, играй тихо»).

 

         Чувство такта…Оно является регулятором поступков человека. Такт помогает определить, когда вступить в разговор и когда промолчать, что можно и хорошо, а что недопустимо и плохо, как разрешить острую ситуацию, чтобы не обидеть человека, как доказательно отстоять свою позицию и в тоже время не унизить, не оскорбить самолюбие других.

         Старшему дошкольнику при целенаправленном воспитании должно быть свойственно элементарное чувство такта. Оно проявляется в том, чтобы не настаивать на немедленном выполнении своего желания, если взрослый отказывает, в умении подождать, уступить, не перебивать разговор взрослых, считаться с настроением и возможностями близких людей, не выражать бурно своё любопытство, когда касается незнакомого человека, не произносить вслух о нем своего мнение и т.п. Ребёнок должен уметь вести себя этично по отношению к окружающим людям, не оскорбляя их человеческое достоинство.

 

         Предупредительность…Необходимо добиваться от детей того, чтобы предупредительность, внимание, помощь окружающим проявлялась у них из добрых побуждений.

         Старшие дошкольники уже способны понять, что значит  быть предупредительным, уметь предложить помощь, не дожидаясь, когда к нему  обратятся с просьбой. Необходимо подсказывать ребёнку  в тех случаях, когда он может проявить предупредительность: поднять оброненную вещь, придержать дверь, пропустив вперёд себя старшего или маленького.

 

         Скромность… Эта нравственная черта личности – показатель подлинной воспитанности. Скромный человек не старается казаться оригинальным, не выпячивает своё «я», ведёт себя просто, естественно, с достоинством. Скромности сопутствуют уважение и чуткость к людям и высокая требовательность к самому себе.

         Скромность нужно воспитывать у ребёнка с малых лет. Человек, не наученный сдержанности, скромному поведению в детстве, позднее приобретает эти качества с трудом.

         Необходимо формировать у детей умение считаться с мнением большинства и удобствами окружающих; поступать хорошо не ради похвалы, а потому, что иначе быть не может; учить детей не хвастать своими успехами, красивым платьем или игрушкой, не торопиться с ответами на занятии. Детей, не обладающих скромностью, хвалить реже («Не только ты умеешь, но и другие тоже»), воспитывать в них умение подчиняться общепринятым правилам.

         Случается, родители допускают ошибку в оценке детского повеления, стремятся, чтобы их ребёнок вёл себя естественно, непринужденно, но при этом не всегда могут определить границы, где кончается непринуждённость и начинается развязность. Если отождествляются понятия «вести себя непринужденно и «вести себя развязно»,  то может случиться, что взамен умения держаться непринужденно у ребёнка закрепляется развязность. Родители не учли один нюанс: непринуждённость предполагает еще и сдержанность, скромность.

 

         Общительность… В её основе лежат элементы доброжелательности, приветливости к окружающим – непременные условия в выработке у детей культуры взаимоотношении. Ребёнок, испытывающий радость от общения со сверстниками, с готовностью уступит игрушку товарищу, лишь бы быть рядом с ним, для него проявить доброжелательность естественнее, чем дерзость, резкость. В этих проявлениях – истоки уважения к людям. Общительный ребёнок быстрее находит место в детском коллективе.

 

         Дисциплинированность…Она проявляется в поступках человека. С детского возраста необходимо формировать у ребёнка качества: способность быть активным, проявлять инициативу, самостоятельность, коллективизм.

 

 

 

Наказывать или прощать?

Воспитатель: Скударнова Надежда Анатольевна.

 

Нередко мы, взрослые, сами провоцируем ребенка на плохое поведение требованиями, с которыми он не может справиться. Важно понять: мы должны научиться быть последовательными и спокойными, твердыми, но доброжелательными, осознать, что ребенку нужна не только наша любовь, но и уважение. Любой ребенок, даже самый непослушный, вправе рассчитывать на ваше понимание, помощь и поддержку. Неслучайно в Международной Конвенции ООН о правах ребенка определено, что « родители обязаны: заниматься воспитанием своих детей; заботиться об их здоровье, физическом, духовном и нравственном развитии; обеспечивать, защищать права и интересы своих детей, не причинять вред их развитию и здоровью; воспитывать детей, исключая пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение».

Недопустимы, даже в критических ситуациях, грубость, унижение, злость, выражения типа « теперь не могу», « ты меня извел, надоел», «у меня нет больше сил». Повторяемые постоянно эти выражения перестают быть значимыми для ребенка, он их просто не замечает.

Не разговаривайте с ребенком раздраженно, всем своим видом показывая, что он отвлекает вас от более важных дел, чем общение с ним. Извинитесь, если не можете уделить ему сейчас время, и обязательно поговорите с ним позже. Во время разговора помните: важны тон, мимика, жесты – без демонстрации недовольства, раздражения, нетерпения. На них ребенок реагирует сильнее, чем на слова. Разговаривая, задавайте вопросы, требующие простого ответа. Поощряйте ребенка в ходе разговора, покажите, что вам интересно и важно то, о чем он говорит.

Не оставляйте без внимания любую детскую просьбу. Если ее нельзя выполнить по какой-то причине, не отмалчивайтесь, не ограничивайтесь коротким «нет», а объясните причину отказа.

Никогда не наказывайте, если проступок совершен впервые, случайно или из-за ошибки взрослых.

Не отождествляйте поступок и ребенка. Тактика «Ты плохо себя ведешь – ты плохой» порочна, она закрывает выход из ситуации, снижает самооценку, порождает страх.

Обязательно объясните, в чем заключается проступок и почему так вести себя нельзя. Однако если сам взрослый чуть что срывается на крик, более того готов шлепнуть, вряд ли ребенок поймет, что кричать и драться нехорошо.

Не стоит злословить по поводу проступка, напоминать о нем, стыдить ребенка перед другими взрослыми и сверстниками. Это унижает, рождает обиду и боль. Ребенок может не осознавая, ответить тем же.

Не ставьте в пример непослушному ребенку хороших братьев и сестер, сверстников по группе, укоряя его тем, что есть нормальные дети.

Что эффективнее – похвала или наказание?

Практика показывает: взрослые очень скупы на одобрение, похвалу. На вопрос, часто ли тебя хвалят, дети обычно отвечают долгим молчанием. Обращать внимание только на проблемы очень легко. А вот увидеть наметившееся улучшение непросто. Но без поддержки взрослого ребенок его тоже не заметит. Одобрение и похвала стимулируют ребенка, повышают мотивацию на успех. Замечания, угрозы, наказания иногда бывают эффективны, но срок действия этих мер кратковремен. У большинства детей они вызывают обиду, тревогу, усиливают боязнь неудачи. А тревога и боязнь провоцируют новые проступки, хотя страх наказания нередко создает иллюзию позитивного изменения ситуации. Уступчивость и послушание зачастую достигаются за счет накапливаемого ожесточения, отрицательных эмоций, нарушения взаимоотношений. Страх – достаточный мотив для достижения какого – то результата, но чувство обиды обычно дает обратный эффект.

Памятка для родителей

Искусство наказывать и прощать

  1. Чаще хвалите ребенка, чем осуждайте, подбадривайте, а не подмечайте неудачи, вселяйте надежду, а не подчеркивайте, что изменить ситуацию невозможно.
  2. Чтобы ребенок поверил в свой успех, в это прежде всего должны поверить взрослые. Наказывать легче, воспитывать труднее.
  3. Не создавайте сами опасных прецедентов и резко ограничьте круг запретов. Если вы что-то разрешили ребенку вчера, разрешите и сегодня. Будьте последовательны.
  4. Запреты всех взрослых в семье должны быть одинаковыми.
  5. Воинственность ребенка можно погасить своим спокойствием.
  6. Не ущемляйте достоинство и самолюбие ребенка.
  7. Попытайтесь понять ребенка и оценить с его позиции плохой проступок.
  8. Если есть сомнение, наказывать или нет, — не наказывайте!
  9. Помните, что детское непослушание всегда имеет психологические мотивы:

·         Нарочитое непослушание означает, что ребенок хочет быть в центре внимания;

·         Проказы свидетельствуют о том, что ребенок жаждет эмоциональных впечатлений;

·         Упрямство – свидетельство желания быть независимым;

·         Агрессия – ребенок ищет способ самозащиты;

·         Суета, беготня – ребенок дает выход энергии.

Наглядная информация для родителей

Вечер в семье

Как давно вы проводили время вместе с семьей в теплой домашней обстановке, позабыв и забросив все необходимые и не очень  дела? Как давно собирались все вместе, для того чтобы насладиться уютом и ощущением близости родных людей?

Каждый день мы спешим, суетимся, куда-то бежим, откладывая "на потом" самое главное человеческое богатство — богатство общения друг с другом. Новый год и дни рождения не считаются, речь идет о самых простых вместе проведенных со своей семьей днях и вечерах.

Всем известно, что семейные традиции закладываются именно в раннем детстве. А во взрослую жизнь мы уже забираем с собой те моменты, которые остаются в нашей памяти теплыми семейными воспоминаниями. И по прошествии огромного количества времени эти воспоминания согревают душу и сердце. Именно сейчас стоит задуматься над тем, что смогут вспомнить ваши дети, какие впечатления о семье они заберут в свою взрослую нелегкую жизнь.

Если вы хоть раз обращали внимание на то, чем сейчас интересуются и живут дети, то прекрасно понимаете — во многих моментах их желания и интересы сильно отличаются от желаний старших. Подрастающее поколение жаждет массы новых ярких впечатлений каждый день, в то время как взрослые представляют себе семейные вечера как моменты общего просмотра фильма. Замечательно, если у мамы или у папы есть какое-то хобби, к которому зачастую привлекаются и дети: рисование, фотография, спортивные занятия, астрономия, танцы и так далее.

Больше всего дети интересуются компьютерными играми, а также просмотром фильмов дома или в кинотеатре, прослушиванием современной музыки. Чтобы не отставать от моды, попробуйте заранее подготовить занимательную компьютерную игру или увлекательный фильм, не забыв непременно приготовить на ужин что-то вкусненькое и всеми любимое. Если из всех игр выберете не стрелялку, а нечто доброе и полезное, то с удовольствием проведете время. Что касается фильмов, то веселая комедия наградит вас массой приятных эмоций, а веселый смех мамы и папы поселит в душах ребят ощущение счастья и домашнего уюта.

Совместный спорт тоже играет не маловажную роль. Если имеется домашний питомец, можно попробовать выходит на вечернюю прогулку вместе с ним. Неторопливая прогулка  по парку с душевными разговорами обо всем на свете способна сплотить всех одной общей целью или мечтой, поможет построить планы на будущее или просто эмоционально отдохнуть вместе. Зимой замечательно поиграть всем вместе в снежки или вылепить снеговика. А летом выбраться на природу, на пикник или загородную прогулку, поиграть в волейбол, в бадминтон, покататься на велосипеде или на роликах. Заранее продумайте, какое лакомство будет вас ожидать по приходу домой, чтобы дружно сесть за стол и насладиться вкусным чаем вприкуску со сладостями. Отличное настроение гарантировано!

Семейный ужин — это святое. Не бойтесь экспериментировать на кухне, радуя своих близких новыми и вкусными блюдами. Еще вкуснее и интереснее станет, если семейный ужин готовить всей семьей. Наденьте забавные фартуки, достаньте необходимые продукты и приступайте к приготовлению блюд. Подобная семейная добрая традиция не только сплачивает  родных людей, но и помогает детям постичь азы кулинарного искусства, что непременно пригодится в будущем. Если вы готовите блюдо из какой-то другой страны, полезно будет рассказать домочадцам об этой стране все самое интересное, а после вкусного ужина посмотреть кинокартину про эту страну, если есть такая возможность.

Совместное прослушивание музыки также окажет положительное влияние на всех домашних. Приглушите свет,  красиво разложите на диване подушки, достаньте мягкий теплый плед и включите приятную музыку или сказки-онлайн, которые вы предварительно выбрали вместе со своими домочадцами. Музыкальные композиции должны быть легкими и расслабляющими, а сказочные истории — поучительными и добрыми. Такой ритуал также полезно проводить именно в то время, когда детишки готовы ложиться спать. Можно даже предложить им лечь в кроватки.

Как видите, существует немало способов приукрасить долгие вечера, и всей семьей постараться сделать их интересными и запоминающимися. Здесь же можно увлечь друг друга, рассказав смешную историю, спеть караоке, устроить фотосессию или даже организовать домашний спектакль! Разбудите свою фантазию и подарите вашим близким незабываемые впечатления и хорошее настроение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *