Составитель Пронькина Н.П. Воспитатель МАДОУ 10
Известно, что речь это основа психического развития дошкольников, поэтому одной из главных педагогических задач является развитие речи. Это достаточно трудная задача, требующая целенаправленного. Системного педагогического воздействия на развитие речевых умений и коммуникативных навыков детей.
Главным стимулом развития речи является создание условий для проявления речевой активности: дети должны учиться устанавливать контакты, добиваться своих целей путем общения со своими сверстниками и взрослыми. Такие условия почти идеально представлены в театрально – игровой деятельности дошкольников, которая одновременно создает положительный эмоциональный фон, учит владеть эмоциями, способствует раскрытию внутреннего творческого потенциала, помогает найти себя. На занятиях мы используем специальные методы и приемы, например психологические мини-этюды, направленные на развитие воссоздающего воображения. Этот процесс сопровождается речью, что способствует развитию диалога, монолога и слухового внимания.
Предлагаю конспект занятия по формированию выразительности речи.
Колокольчики звенят
Комплексное занятие для детей первой младшей группы
Цель. Учить выразительно читать потешки по подражанию и менять высоту и силу голоса. Учить устанавливать эмоциональный контакт с собеседником Развивать голосовой аппарат, формировать правильное речевое дыхание и упражнять в четком произнесении звукосочетаний.
Совершенствовать слуховое внимание. Формировать навыки диалогической речи. Воспитывать интерес к театрально- игровой деятельности.
Ход занятия.
Дети сидят полукругом на стульчиках перед ширмой.
Воспитатель — Посмотрите в окно
Светит солнышко в окошко
Греет нашу комнатку
Мы похлопаем в ладошки
Очень рады солнышку ( за ширмой раздается звон колокольчиков)
— Что это звенит? (колокольчики). Интересно, кто же это к нам пришел?
Петрушка (говорит, не показываясь) – Это я петрушка, веселая игрушка!
Воспитатель – Где же ты, Петрушка? Давайте позовем его все вместе. «Петрушка иди к нам!» Дети хором зовут Петрушку.
А теперь Петя позови Петрушку громко, звонко.
А Маша позовет Петрушку тихо, ласково. (Каждое задание выполняют 2-3 ребенка).
Петрушка – А вот ия Петрушка веселая игрушка
Воспитатель – Здравствуй Петрушка! Наши ребята тебя знают и очень рады, что ты пришел к нам в гости. Послушай они расскажут стихотворение про тебя.
«Эй Петрушка. Ах Петрушка!
Ты веселый, забавный, смешной.
Никакая на свете игрушка
Никогда не сравнится с тобой».(Петрушка радуется, звенит колокольчиками)
Воспитатель – Петрушка, какие красивые у тебя колокольчики! Дай нам рассмотреть их. Посмотрите, какие красивые колокольчики.
Они одинаковые или разные? (Один колокольчик маленький, другой – большой). Послушайте, как они звенят.
Петрушка звенит маленьким колокольчиком – «динь – динь –динь» (высокий звук).
Большой колокольчик звенит – «дон – дон – дон» (низкий звук)
Хотите поиграть? (да)
Воспитатель звенит, дети внимательно слушают и повторяют звуки.
Если дети слышат большой колокольчик. Говорят низким голосом «дон – дон – дон». Если слышат маленький говорят высоким голосом «динь – динь – динь» (дети выполняют задание 2-3 раза)
Теперь все вместе скажем тихо «динь – динь – динь подряд колокольчики звенят», а теперь скажем громко то же самое. Затем воспитатель предлагает сказать медленно, быстро.
Воспитатель обращает внимание на картинку (иллюстрация к потешке «Кошкин дом»
— Что нарисовано на картинке? Давайте расскажем Петрушке.
Инсценировка потешки. Воспитатель надевает на одного ребенка маску кошки, а на другого – курочки; у курочки ведро. На крышу теремка прикрепляет нарисованный огонь. Дети читают потешку и вместе с персонажами выполняют соответствующие действия.
Динь-дон, динь-дон, загорелся кошкин дом,
Загорелся кошкин дом, идет дым столбом
Кошка выскочила, глаза выпучила
Бежит курочка с ведром, заливает кошкин дом.
Раз-раз-, раз-раз – и огонь погас.
Петрушка. Молодцы! А у меня еще кое что есть. Послушайте (играет на дудочке). Дети отгадывают на чем играет Петрушка.
Посмотри, как наши дети умеют показывать дудочку губами (дети показывают губами артикуляционное упражнение «Дудочка»
«Мы на дудочках играем, всех детишек забавляем» у-у-у- ду-ду-ду.
Петрушка – Молодцы, дети. Все умеете, и звенеть, как колокольчики, и на дудочке играть, как настоящие музыканты.
Воспитатель – Да, Петрушка, а ведь мы и игру знаем «Музыканты».Выходите, дети и возьмем с собой Петрушку.
Физминутка «Музыканты» (слова сопровождаются движениями).
Я на дудочке играю
Миша на гармошке
Дима на гитаре
Машенька на скрипочке
Коля на рояле
Мы все на барабане.
Петрушка – Спасибо, дети вы меня так развеселили. За это я вам книжку подарю.
Воспитатель – Посмотрите, и здесь нарисована дудочка.
Ой ду-ду-ду-ду-ду-ду, потерял пастух дуду(грустная интонация)
А мы дудочку нашли (весело)
И играть на ней пошли.
Дети повторяют потешку с грустной и веселой интонацией.
Петрушка из-за ширмы выдувает мыльные пузыри.
Что это такое?(ответы детей)
Петрушка дарит детям мыльные пузыри, предлагает поиграть. Одни выдувают пузыри, другие их ловят.
Петрушка прощается с детьми, дети приглашают его в гости