Развитие самостоятельности у малышей.

 

Проявление самостоятельности у детей раннего возраста

Подготовила:воспитатель МАДОУ №10 Пронькина Н.П,. Качканова Ю.А.

 Самостоятельность — необходимое и ценное качество, которое в течение жизни не раз пригодится ребенку. Уже к полутора годам у малыша возникает стремление к самостоятельности, когда на предложение родителей помочь в чем-то он отвечает: «Нет! Я сам!» Проявление самостоятельности у детей является естественным проявлением стремления к личностному развитию. Необходима постоянная поддержка инициативы самостоятельности детей, боле того, на этой платформе можно выстраивать доверительные взаимоотношения.

  Большинство родителей, чтобы ускорить процесс сбора на прогулку, из-за сомнений в возможностях ребенка и по разным другим причинам стремятся сделать все за него. Таким образом, родители вредят своему малышу, так как лишают его проявления самостоятельности, подрывают веру в собственные силы, приучают к тому, что другие сделают все за него. Действительно, в самом раннем возрасте ребенок довольно сильно связан с родителями, он даже психологически не отделяет себя от них, но с течением времени, а именно когда у него развивается речь и совершенствуется предметная деятельность, малыш постепенно начинает отдаляться от мамы и папы. Естественно, что даже в это время он не может полностью себя обслуживать и нуждается в родительской поддержке, в объяснении всех жизненных моментов. Теперь ребенок все чаще употребляет местоимение «Я», собственное имя для него становится более значимым, а после двух лет он все чаще говорит: «Я сам!» Если родители правильно воспользуются таким его стремлением к самостоятельности, то уже на втором году жизни смогут научить ребенка элементарным действиям: одеваться-раздеваться, умываться.

 Основная ошибка родителей в воспитании детской самостоятельности заключается в повышенной опеке над ребенком и самоустранении от поддержки его действий. Формирование самостоятельности у детей младшего возраста следует начинать с поощрения любых проявленных инициатив. В основе успеха лежит поддержка инициативы самостоятельности у детей дошкольного возраста в любых делах, действиях и поступках.

 Если родители станут подавлять стремление своего ребенка к самостоятельности, это может привести к определенным осложнениям в их отношениях. Развитие инициативы самостоятельности у детей дошкольного возраста часто сталкивается с различными подводными камнями. Взрослые должны быть готовы к таким периодам в жизни ребенка, так как конфликты, развивающиеся у него внутри, могут найти довольно бурный выход (в истериках, капризах, отрицании родителей и др.). Первый вид протеста против родителей — это негативизм. В данном случае ребенок не просто не слушается и не выполняет просьбы взрослых, а стремится все делать наоборот. Далее такое поведение перерастает в упрямство (важно не перепутать его с настойчивостью). Когда ребенок упрямится, то настаивает на своем лишь потому, что ему так хочется. Еще в характере проявляется строптивость. Малыш отрицает все, что он делал ранее, протест направлен не против конкретного взрослого, а против всего образа жизни. Развивается своеволие, когда ребенок все хочет делать сам, отвергает помощь взрослых и добивается самостоятельности даже в тех сферах, в которых еще мало что понимает и умеет. Может также наблюдаться бунт против окружающих и обесценивание личности взрослых. В таком случае ребенок постоянно вступает в конфликты с взрослыми, ведет себя по отношению к ним агрессивно, в его речи проскальзывают бранные слова в адрес родителей. Меняется отношение ребенка к игрушкам, он может начать замахиваться на них, отказываться играть с ними, как будто они живые.

 Если вы заметили, что ваш малыш стремится к самостоятельности, то перед вами встает вопрос: а что же может делать мой ребенок сам, а для чего он еще мал? Воспитание детей младшего возраста к самостоятельности самообслуживания является важнейшим шагом в подготовке малыша к садику и школе.

 Сфера деятельности таких деток совершенно различна и многообразна, воспитание самостоятельности у детей раннего возраста можно начинать с таких сфер, как:

  • самостоятельно одеваться и раздеваться;
  • пользоваться ложкой и вилкой;
  • помогать взрослым, выполняя простые поручения: например, помогать накрывать на стол, убирать грязную посуду;
  • наводить порядок в комнате, убирать за собой одежду и игрушки.

 Естественно, что навыки самообслуживания не возникают сами по себе, поначалу ребенку потребуется помощь взрослых. Проводя развитие самостоятельности у детей раннего возраста, именно они должны создать определенные условия для проявления самостоятельности. Какие, спросите вы? Например, можно обустроить малышу вешалки для одежды и полотенец на удобном для его роста уровне, выделить определенное место для хранения его туалетных принадлежностей, игрушек.

 Встречаются и такие случаи, когда ребенок не проявляет стремления к самостоятельной деятельности. Что же делать родителям в таком случае?

 В данной ситуации взрослым придется проявлять большую строгость в воспитательном процессе. Естественно, что в таком возрасте всякое обучение должно происходить в игровой форме, но нужно еще и правильно подобрать время для этого. Утром, когда все спешат, лучше воздержаться от процесса обучения, а вот после обеда уже можно ненавязчиво, в игре, начинать учить ребенка завязывать шнурки, застегивать пуговички, мыть посуду и пр. Но тут тоже стоит следить, чтобы у малыша не закреплялись плохие привычки, например медлительность. Если вы видите, что ребенок долго одевается, то не нужно хвататься и одевать его, можно просто подойти к нему и мягко поторопить его, но только словесно. Ребенок вскоре сам придет к пониманию, что если он медленно одевается, то у него остается меньше времени на игру во дворе. Если же мама начинает кричать и ругаться, а тем более угрожает и запугивает, то малыш, боясь сделать что-то неправильно или медленно, тем самым еще больше затягивает процесс сборов. И естественно, что такой метод не пойдет на пользу отношениям «мама-ребенок». В данном случае лучше выбрать метод сотрудничества, он будет более действенным.

 Как приучить ребенка к самостоятельности, если он её проявляет: как привить навыки

 Еще одно немаловажное правило того, как привить ребенку самостоятельность: взрослые не должны высмеивать малыша, если он проявил признаки несамостоятельности в присутствии постороннего человека, при незнакомых ему обстоятельствах. Таким образом у ребенка формируется негативное восприятие себя, он начинает думать, что его никто не любит, а это никоим образом не поможет развитию у него самостоятельности. Наоборот, лучше поддержать малыша, поддержать каждую его попытку, помочь ему словесно и физически, и тогда в следующий раз то, что у него не получилось сегодня, получится гораздо лучше, а со временем ребенок уже сможет совершать это действие сам.

 Также родителям стоит постепенно увеличивать нагрузку, с которой малыш сможет справиться. Перед тем как приучить ребенка к самостоятельности, важно четко определить сферы и границы данного аспекта воспитания.

Обсуждение закрыто.