«Лепка в свободное от занятий время в детском саду и дома»

«Лепка в свободное от занятий время в детском саду и дома"

 

Составитель: Рудакова Т.Ю.

Рубцова О.В.

 

Интересы детей к различным видам деятельности при умелом руководстве со стороны взрослых начинают проявляться рано. Уже в средней группе детского сада бывают любители играть со строительным материалом или рисовать. К сожалению, реже можно наблюдать, чтобы дети в свободное от занятий время лепили или занимались аппликацией. Между тем эти занятия могут привлекать ребят так же, как и другая деятельность.

Все дело в том, что воспитатели в детском саду редко предлагают ребятам глину, пластилин для лепки и чаще дают бумагу и карандаши. Воспитатели недостаточно ценят эти занятия, в то время как свободная лепка поможет закрепить умения детей. Кроме того, ребенок склонный к этому виду деятельности, сможет удовлетворить свой интерес, дать выход своей фантазии. Во время занятий подобного характера воспитатель меньше вмешивается в процесс работы, ребенку предоставляется возможность самостоятельно решать многие вопросы: в отношении выбора темы, техники изображения, а также отбора выразительных средств лепки. Самостоятельная деятельность делает детей более уверенными в использовании способов изображения. Кроме того, ребята привыкают пользоваться материалами для лепки так же свободно, как и материалами для рисования.

Предлагать детям лепку в свободное от занятий время лучше в средней группе, когда у ребят уже имеются элементарные умения пользоваться глиной (пластилином) и появляется заинтересованность этой деятельностью.

Если в детском саду основным материалом для лепки является глина, то и в свободное от занятий время лучше предлагать глину. Важно при этом, чтобы дети соблюдали элементарные правила лепки из глины: не разбрасывали ее по столу, не роняли на пол. В старших группах можно давать любой материал: и глину, и пластилин, так как это способствует проявлению самостоятельности в выборе материала (крупные предметы лучше лепить из глины, более мелкие — из пластилина).

Работая с пластилином, дети самостоятельно решают не только задачи по созданию объема, но и задачи, связанные с выбором цвета.

Лепка вне занятий носит разный характер. Это может быть изображение одного предмета, скульптурной группы, посуды, декоративных пластин, бус и т. д. Дети могут лепить индивидуально и объединяться в группы — все зависит от их желания и общего руководства воспитателя. Предложение заняться лепкой может исходить от ребенка или от воспитателя. Любители лепить сами берут материалы и работают, но воспитатель может привлечь и других ребят — тех, у которых не все получается во время занятий, и тех, кто не очень любит эту деятельность. Чтобы заинтересовать детей, воспитатель сам включается в процесс лепки. Некоторым он предлагает определенную тему. Например, во время совместного занятия дети лепят эпизод из сказки или овощи и фрукты для игры в магазин. Подобные игры объединяют ребят, и те, у кого изображение предметов получается плохо, наблюдают, как работают соседи, заимствуют способы лепки, сравнивают свою работу с другими, советуются с товарищами и постепенно приобретают интерес к этому виду деятельности. Использование совместно вылепленных фигурок в играх сближает детей и вызывает у них желание в свободное от занятий время лепить вместе с товарищами.

Большие возможности открываются для детей летом, когда на участке они могут заниматься лепкой самостоятельно, изображая самые разнообразные предметы: зверей, домашних животных, насекомых, посуду, декоративные пластинки с различным содержанием. Возможность обжига работ, окрашенных ангобами, делает деятельность детей осмысленной, результативной. Лепка детей в свободное от занятий время — это в основном лепка по представлению и замыслу, что имеет свою определенную ценность, так как дети самостоятельно задумывают тему, планируют работу, пользуются знакомыми способами изображения, придумывают собственные способы лепки.

Лепка по представлению детей всегда строится на основе знаний о предмете, его форме, пропорциях. На этих занятиях дети раскрывают свои творческие возможности и закрепляют умение изображать предметы. Ребята, которые привыкли часто лепить, быстро придумывают тему — иногда замысел у них рождается раньше, чем они приступят к работе (например, на прогулке под влиянием увиденного). Иногда ребенок тут же рассказывает об этом воспитателю, и дело взрослых — внимательно отнестись в возникшему желанию ребенка, может быть, вечером напомнить ему об этом. Поддерживая таким образом интерес к лепке, воспитатели постепенно развивают в детях желание заниматься данным видом деятельности.

Летом, когда в основном ребята бывают на воздухе, ддя детей старших групп на участке можно организовать гончарную мастерскую, где в игровой обстановке лепить посуду для кукол, бусы, декоративные пластины. Важно, чтобы лепка у ребят носила творческий характер. Воспитатель, увидев что ребенок собирается лепить брошку или декоративную пластинку, предлагает сначала решить свой замысел на бумаге — сделать рисунок (эскиз)предполагаемой пластинки. На эскизе решается форма, размер и содержание поделки, т. е. предварительно обдумывается все изделие.

Правильно поставленная работа по лепке и внимательное отношение к ней воспитателя приводит к тому, что дети с увлечением создают предметы, которые они могут использовать для игры или украшения стен своей комнаты. Декоративные предметы можно также дарить взрослым и детям как сувениры.

Зимой во время прогулок материалом для создания скульптур может быть снег. Сначала с помощью воспитателя, а затем самостоятельно дети создают на участке целые снежные и ледяные ансамбли с лепными домами, животными, сказочными птицами и фигурами людей.

Желание детей лепить в свободное от занятий время, как уже говорилось, зависит от того, как в детском саду поставлена эта работа. Прежде всего необходимо все материалы разместить в доступном для детей месте. Ребята должны знать, что они в любое время могут достать все необходимое для лепки: коробки с пластилином, глину в маленьком полиэтиленовом ведерке с плотно закрывающейся крышкой, банки с ангобом (трех-четырех цветов), коробку со стеками разной формы, доски или поворотные станки. Все эти материалы и оборудование заготавливаются из расчета на 5-6 ребят. В летнее время материалы для лепки могут быть вынесены на веранду, чтобы дети во время прогулки могли свободно пользоваться всем необходимым.

Самостоятельность детей во время подобных занятий проявляется в том, что они без помощи взрослых определяют замысел, а в связи с ним необходимое количество глины и т. д. Обстановка во время такой лепки более непринужденная, дети чаще отвлекаются, смотрят работы друг друга, советуются. Воспитатель внимательно следит за всеми детьми, уделяет внимание и тем, кто занимается лепкой. Он следит за осанкой детей, правильной постановкой рук, за тем, ка осуществляет замысел каждый ребенок. Детям, которых воспитатель сам привлек к этой работе с глиной, нужно уделить особое внимание. Воспитатель чаще подходит к ним, задает вопросы, может показать изображение того или иного предмета; например, он может вылепить утку, а детям предложить вылепить утят и поставить все вылепленные игрушки на подставку.

Таким образом, руководя свободной деятельностью детей, воспитатель старается направить ее по творческому пути, приучая детей действовать обдуманно и планомерно.

Например, ребенок 7 лет решил вылепить рельеф с изображением бабочки, которую он видел во время прогулки. Он поделился своим замыслом с воспитателем, тот посоветовал ребенку сначала нарисовать несколько пластин с бабочками, раскрасив их по-разному, а затем выбрать самый красивый эскиз пластины и вылепить по нему. Эта затея понравилась многим, и дети тут же принялись за создание эскизов.

После того как рисунки были готовы, дети вместе с воспитателем отобрали наиболее удачные эскизы с крупными яркими узорами. Было решено, что каждая вылепленная пластинка с бабочкой будет окрашена ангобом, высушена и обожжена в муфельной печи. Подготовка эскизов заняла много времени, и лепку рельефов пришлось отложить на другой день. Ребята были заинтересованы предстоящей лепкой и ждали момента, когда они смогут начать работу. Во время лепки пластинки воспитатель время от времени подходил к детям, следил за положением рук, давал нужные советы, как осуществить замысел точно по эскизу. Дети лепили из красной глины, и для окрашивания были даны два ангоба — желтый и голубой.

Изделия получились крупные, с яркими узорами. Надо отметить, что вся эта работа привлекла почти всех детей группы, каждому хотелось принять в ней участие. Воспитатель живо откликнулся на желание ребят присоединиться к лепке и сказал, что они могут вылепить еще несколько пластин и если они получатся хорошо, то на стене можно будет сделать целый орнамент.

Подобный ход работы можно предложить и в процессе лепки бус, брошек. В том случае, если ребята задумают лепить овощи, фрукты, различных зверюшек, фигуру человека, воспитатель старается направить эту работу так, чтобы она была творческой, чтобы дети стремились создать образ. С этой целью он задает детям вопросы, которые заставляют подумать над формой, пропорциями фигур, изображением действия. Чтобы ребенок вспомнил облик предмета, воспитатель может предложить рассмотреть предмет в натуре или на картинке. Подобные наблюдения на являются длительными, они не отнимают много времени у воспитателя, но для ребенка они очень ценны, так как направляют его самостоятельную деятельность, помогают ему справиться с замыслом.

Обучая детей лепке, воспитатели привлекают и родителей, которые всегда интересуются тем, что делают их дети, периодические выставки детских работ поддерживают этот интерес. Организуя работу с родителями, воспитатели дают советы, как организовать подобные занятия дома (как оборудовать рабочее место для лепки, как хранить материалы, на что обращать внимание ребят во время изображения предмета).

В домашних условиях у ребенка должно быть постоянное удобное рабочее место, где он может рисовать и лепить. Дома дети в основном повторяют то, что лепили в детском саду, но если родители сумеют поддержать интерес ребенка, то он будет лепить другие предметы.

Воспитатель, видя заинтересованность ребенка, предлагает родителям приобрести необходимый материал и оборудование: пластилин, стеки, доски, а если есть возможность, то глину. Для того чтобы дети могли получить от родителей нужные советы, воспитатель предлагает им посмотреть, какими способами можно вылепить тот или иной предмет, рекомендует методическую литературу. Не следует собирать родителей для консультации, можно ограничиться индивидуальными беседами о работе с глиной, окраске ангобами, обжиге изделий в муфельной печи.

Беседы с родителями могут иметь разные задачи. Одной из них может быть тема о повышении умений ребенка при лепке предмета из целого куска. Для этого нужно объяснить родителям, в чем сложность подобной работы. Воспитатель объясняет родителям, как показать это ребенку.

Перед тем как лепить с детьми по сюжету сказок, можно дать родителям задание вместе с ребенком прочитать сказку, обратить его внимание на характер персонажей и их действия. Подобные задания дадут родителям возможность понять, как строить занятия с детьми дома. Для работы с родителями следует использовать стенную печать, организовать выставки детских работ. Беседа воспитателя с родителями может сопровождаться демонстрацией конспектов занятий и разработок приемов лепки тех или иных предметов.

Родителям объясняют также, что совсем не обязательно детям всегда показывать способы изображения. Ребята должны уметь самостоятельно пользоваться знакомыми способами лепки, а иногда находить и собственные решения.

Совместные усилия воспитателя и родителей дают положительные результаты. У детей проявляется еще больший интерес к этому виду деятельности.

Работа с родителями должна вестись не эпизодически, а по плану. Могут быть запланированы консультации и короткие беседы для родительских собраний о том, какое значение имеет лепка для развития детей в целом и для развития их творческих возможностей. Можно рассказать, какую работу проводит детский сад по лепке, какие цели и задачи эта работа преследует.

Письменные консультации даются в очень кратком виде, как обращение к родителям. В них излагаются примерные рекомендации для изображения тех или иных предметов, а также некоторые методические указания.

«Лепка фруктов, овощей и грибов»

Фрукты и овощи имеют нерасчлененную форму, поэтому их всегда лепят из целого куска глины или пластилина. Если вы лепите грушу, то возьмите ком глины и скатайте из него круговыми движениями шар. Пальцами оттяните от шарообразной формы удлиненную часть и придайте ей характерную форму. Если вы лепите яблоко, то шарообразная, основная форма дополняется характерными углублениями. Чтобы фрукты получились более интересными, можно их дополнить вылепленными веточками и листьями. После лепки сравните оба предмета между собой по величине и форме, а если имеется натура, то сравните вылепленные изделия с натурой. Из вылепленных предметов можно составить красивый натюрморт, поместив их на вылепленное блюдо.

Изобразив фрукты, попробуйте лепить овощи. Для лепки возьмите контрастные по форме овощи, например морковь и репу. Сначала уточните их форму, вспомните, как вы лепили фрукты, и приступайте к изображению. Морковь можно лепить из цилиндрической формы, а репу из шара. Научившись лепить предметы нерасчлененной формы, можно перейти к лепке грибов. Вначале лучше всего лепить предметы с натуры, что дает возможность понять форму и строение каждого гриба. Для этого выберите несколько разных по форме грибов: подосиновик, белый гриб, груздь, мухомор. Внимательно рассмотрите каждый гриб и уточните форму его частей (у белого гриба шляпка и ножка массивные; подосиновик имеет прямую, длинную ножку и округлую шляпку и т. д.). Грибы можно лепить из отдельных частей и из целого куска.

Сначала лучше лепить из отдельных частей — это даст возможность лучше узнать форму каждой части. Для этого рекомендуется из небольшого кома глины вылепить ножку или шляпку. Для получения более точной формы ее обрабатывают пальцами. Шляпку делают скатывая глину между ладонями круговыми движениями до получения шарообразной формы, затем несколько расплющивают и пальцами придают нужную форму. Вылепленные части соединяют. Для соединения частей можно применять разные способы: например, сделав в шляпке углубление с нижней стороны и вставив в него конец ножки, хорошо примазать или просто плотно прижать одну часть к другой и замазать место присоединения. Вылепив гриб, нужно рассмотреть его и дополнить деталями. Так, шляпка гриба не бывает абсолютно ровной: на ней есть впадины, бугорки, трещинки, к грибу прилипают травинки и листья. Нужно посмотреть, как устроена шляпка с нижней стороны, как шляпка присоединена к ножке.

Способ лепки грибов из целого куска сложен, но он оказывается удобным для лепки грибов груздя, лисички, сыроежки. Нужно внимательно рассмотреть, как ножка постепенно переходит в форму шляпки. Для того, чтобы вылепить эти грибы, раскатайте ком глины между ладонями прямыми движениями до получения формы, близкой к цилиндру. Отожмите пальцами от общей формы ножку, оттяните ее и приступайте к лепке шляпки постепенно оттягивая края. Стекой передается ребристая поверхность нижней части шляпки.

Из грибов хорошо составить целую композицию. Пусть вам помогут воображение и зрительная память: вспомните, как вы собирали грибы в лесу, как любовались ими. Изобразите подставку с опавшими листьями траву, мох и два-три гриба.

Лепка животных

Дети очень любят лепить животных, но они будут делать это лучше если им помогут взрослые. Полезно сначала лепить рыб, так как их форма является наиболее простой для изображения.

Изображение начинают с общей формы: шар, овоид, цилиндр — в зависимости от характера формы рыбы, а затем переходят к изображению головы, хвоста и плавников. Детали головы и чешуя выполняются рельефной лепкой. Хвост можно вылепить, оттянув его от общей формы, или если форма хвоста сложная (как, например, у вуалехвоста), слепить его отдельно и затем присоединить к основе.

Характерной деталью тела рыбы является чешуя, которая образует красивый рисунок. Обратите внимание на поворот хвоста рыбы во время плавания. Пронаблюдайте, как рыбы плавают стайками. Несколько вылепленных рыбок можно объединить в небольшую композицию и укрепить на подставке.

После рыбы попытайтесь вылепить кролика и лису. Туловище кролика в основе имеет овальную форму, переходы от одной части к другой почти незаметны. Очень слабо просматриваются лопатки, бедра. Голова кролика тоже имеет овальную форму, но она меньше, чем туловище, и более рельефная. Когда кролик лежит, то голова плотно прилегает к туловищу. Со стороны затылка голова шире, чем со стороны надбровных дуг. Все эти особенности строения нужно знать, чтобы правильно вылепить фигурку. Лучше всего кролика лепить из отдельных частей. Сначала заготавливают части, потом приступают к лепке формы: туловища, головы. Они соединяются, затем к голове прикрепляются уши, к туловищу — лапы и хвост. Бегущий кролик изображается с немного вытянутой и выгнутой спинкой, а лапы его попарно расставлены. Для изображения лап кролика стекой рассекают концы общей заготовки для туловища.

При лепке лисы голова, туловище и хвост будут вытянуты в одну линию, поэтому такую фигурку лучше лепить из целого куска. Массе глины придается вытянутая форма, затем с края оттягивается небольшая часть для головы, в последнюю очередь оттягивается хвост, а лапы изображаются отдельно и примазываются к туловищу. После того как общая форма частей вылеплена, можно приступить к уточнению формы.

Консультации подобного характера могут иметь и другую тематику, например: «Лепка посуды разными способами», «Лепка птиц», «Изображение человека в спокойном состояний и в действии».

Кроме бесед, советов и консультаций, родителям можно предложить таблицы с примерной тематикой для лепки в каждой возрастной группе: «Что можно вылепить с детьми пятого года жизни», «Что можно вылепить с детьми старшей и подготовительной групп». В таблицах даются рисунки тех предметов, которые ребята смогут вылепить. Тематика, предлагаемая в таблицах, отчасти может повторить то, что предлагает программа, т. е. то, что дети лепят в детском саду, но можно предложить и другие предметы, доступные для лепки детям дошкольного возраста.

Использование воспитателем тех или иных форм работы зависит от подготовки родителей. Если родители знакомы с основами изобразительной грамоты, то вполне достаточно использовать таблицы с некоторыми объяснениями, касающимися методики обучения детей. Если же родители не подготовлены и не умеют лепить, то использования таблиц недостаточно, придется прибегнуть к беседам и консультациям письменного и устного характера, к практическому показу. Все вышеперечисленные формы работы должны помочь родителям овладеть элементарными способами лепки. Включившись в эту работу, они вместе с воспитателем детского сада будут помогать детям закреплять необходимые умения, развивать их творческие возможности; кроме того, дома родители смогут интересно организовать свободное время ребенка.

Источник: http://doshvozrast.ru/rabrod/konsultacrod63.htm

 

Обсуждение закрыто.