Послушание у малышей.

                 О послушании детей

                                                                                                                              Составила Пронькина Н.П.

                                                                                                                               Воспитатель МАДОУ № 10

                                                                                                                               Качканова Ю.А.

                                                                                                                               Воспитатель МАДОУ №10

 

                                Ребенок – это зеркало нравственной жизни   родителей              

                                                                                                 В.А.Сухомлинский.

 

Прежде, чем начать разговор о послушании детей, следует остановиться на некоторых особенностях их развития, которые могут влиять на поведение. Своеобразие мыслительных функций, неумение сопоставлять, обобщать, делать выводы, недостаточная способность к самоконтролю, стремление к самостоятельности —  все это непременные спутники дошкольного детства.

И если не принимать их во внимание, то трудно дать правильную оценку мотивам тех или  иных поступков.

     Дети дошкольного возраста мыслят своеобразно. К.Д.Ушинский, например, указывал, что «для ребенка не существует невозможного потому, что он не знает, что возможно, а что нет». Особенно это относится к самым маленьким. Малышу говорят «Подожди до завтра». А он не понимает, почему, обещанное , нельзя выполнить немедленно и настаивает и капризничает. Чтобы выполнить требование взрослого, ребенок должен ясно представить себе, что от него хотят. Указания, не являющиеся для детей конкретными, не дают желаемого результата.

Часто детям говорят «Берегите игрушки», «Ведите себя примерно», «Будьте вежливыми». Но ребенку трудно уяснить, что заключено в столь обширных понятиях и выслушав взрослого, он продолжает разбрасывать игрушки, забывает здороваться, вопреки запретам ссорится и затевает возню со сверстниками. Не случайно в детском саду воспитатель, когда дает задание, называет каждого в отдельности: «Вера и Вова убирают игрушки, Настя поливает цветы». Ведь указание, обращенное ко всем детям, ребенок не всегда может отнести к самому себе. Нельзя забывать и еще об одной особенности – о пробуждающемся самолюбии. Так, например пятилетние дети остро чувствуют насмешку, иронию, пренебрежительное к себе отношение и часто бурно реагируют на это – капризничают, упрямятся, не подчиняются требованиям взрослых. Особенно болезненно воспринимают дети малейшую несправедливость и физическое наказание.

    Ребенок по своей природе любознателен. Его стремление познавать часто доставляет беспокойство взрослым: малыш сломал заводную игрушку (надо же выяснить, почему она движется), «нечаянно испортил футляр для дедушкиных очков, чтобы узнать режутся ли они ножницами». Взрослые, не вникнув в суть поступков познающего мир дошкольника, могут расценивать его действия, как злонамеренные.

Неправильно поступают те родители и воспитатели, которые, желая успокоить расшалившегося ребенка, сажают его на стульчик. Утомившись от бездействия, малыш с удвоенной энергией начинает шалить, так как его организм нуждается в двигательной разрядке.

Маленький ребенок на все реагирует быстро, непосредственно и очень  эмоционально. Однако его эмоции еще  не  подчиняются ни разуму,  ни воле.

Недостаток силы воли не дает возможности ему владеть собой. Увидел – захотел – отнял. Он скандалит, когда за ним приходят во время игры, отвечает капризами на запрещение отнимать игрушки у детей. Чем же объясняется такая детская импульсивность? У ребенка еще не сформирована нервная система и  процессы возбуждения  преобладают над процессами торможения. Кроме того  ему неизвестны многие этические нормы поведения. Лишь по мере расширения нравственного кругозора, накапливания жизненного опыта, к детям приходит умение соотносить свои действия с известными правилами поведения. У детей появляется эмоциональное отношение к тому, что раньше его не трогало.

   И все-таки причины капризов и упрямства ребенка заключены не столько в особенностях его возраста и характера, сколько в неправильном воспитательном подходе к нему. Так, у ребенка, находящегося в колыбели, капризов как таковых нет. Сигналы о том, что его пора кормить или сменить мокрое белье – это еще не есть капризы. Однако, если взрослые не умеют своевременно предотвращать детский плач и ребенок постоянно напоминает им о себе, то у него возникает привычка криком добиваться удовлетворения своих потребностей. Частые проявления отрицательных эмоций, становясь привычными, создают предпосылку для зарождения капризов. Капризы так же могут быть предвестниками болезни. Малыш ощущает дискомфорт в организме, а объяснить не может. Иногда дети капризничают и после выздоровления, так как за время болезни привыкают  к повышенному вниманию взрослых. Зачастую ребенок кричит, топает ногами, падает на пол и родители теряются, не знают что делать. Как же следует относиться на такое проявление капризов? Прежде всего, внешне спокойно относиться к крику ребенка и оставить в комнате одного, пока не пройдет такое состояние. Надо иметь в виду, что такая бурная сцена рассчитана на зрителей и сочувствующих. Если ребенок постоянно будет убеждаться в том, что его вопли ничуть не трогают окружающих, то привычка имитировать истерику, постепенно исчезнет.

Упрямство проявляется в основном у избалованных детей, привыкших к повышенному вниманию, излишним уговорам. Крайняя степень упрямства, так называемый негативизм, выражается в бессмысленном сопротивлении ребенка любым требованиям взрослого. Негативизм чаще носит осознанный, избирательный характер и чаще проявляется, с одной стороны, когда родители стараются уговорить ребенка, теряются перед непослушанием, с другой —  когда взрослые без конца одергивают ребенка, запрещают, покрикивают на него, здесь упрямство является как бы защитной реакцией против чрезмерного потока воспитательных мер. Таким образом, семья это целый мир, в котором ребенок живет, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться и сочувствовать.

Обсуждение закрыто.