Развитие памяти

Развитие памяти у малышей.

Составители:

Воспитатели: Пронькина Н.П.

Качканова Ю.А.

Для каждого возраста свойственны свои особенности внимания

3-4 года. В большей степени преобладает непроизвольное внимание. При большом интересе малыш в этом возрасте способен 5-7 минут сконцентрироваться.
4-5 лет. Ребенок может руководить своим вниманием до 20 минут при возникновении интереса. При этом он ни на что не отвлекается.

Причины, по которым малыш невнимателен, могут быть разными: слабое здоровье и, как следствие, быстрая утомляемость, неподготовленность, особенности нервной системы.
Главная помощь родителей для развития памяти и внимания у детей заключается в том, чтобы у него были развивающие игрушки: пазлы, кубики, конструкторы, пирамидки.

В развитии внимания в детском возрасте существует несколько основополагающих принципов:

  • Постепенное усложнение заданий. Сложность заданий необходимо повышать постепенно, при этом его надо разбить на несколько упрощенных подзаданий и снабдить каждый шаг словесной инструкцией. При этом малыш обдумывая инструкцию и следуя шаг за шагом скорей всего справится с поставленной задачей.
  • Запоминание инструкции. Повторение инструкции несколько раз, как родителем, так и самим ребенком, позволит запомнить алгоритм действий и выполнить задание.
  • Самоконтроль. При выполнении задания малыш, проговаривает то, что он делает, этим самым контролируя себя. Пример: «Рисуем кошку, сначала рисуем туловище, потом рисуем голову, теперь хвостик и так далее».

Развивать внимание можно , как с помощью пазлов и конструкторов, так и с помощью простых игр, например

«Охотник» (игра на развитие внимания). Ребенок представляет себя охотником, который находится в лесу, и прислушивается, что происходит в лесу. Цель игры: Малыш рассказывает все что услышал за несколько минут (проехала машины, мяукнула кошка и так далее).

«Найди игрушку» Ребенок выходит из комнаты, а вы ставите небольшую игрушку на видное место, маскируя ее с другими предметами. Малыш заходит в комнату и становясь в центре должен найти ее взглядом..

Проведите с ребенком тест. Дайте ему задание скопировать изображение. Попросите не зачеркивать рисунок, если что-то малыш забыл нарисовать. Объясните, что можно нарисовать новый рисунок рядом.
При проверке результатов оцените: неверно изображенные или потерянные элементы; ребенок постоянно заглядывает на образец или рисует по памяти; отвлекается ли при работе; сравнивает конечный результат с заданным изображением. Это задание поможет определить, как уровень внимания, так и уровень развития памяти.

Память — способность собирать и пользоваться полученными знаниями. Этот процесс состоит из запоминания, хранения и воспроизведения информации.

Особенности развития памяти у детей дошкольного возраста.

Одним из основных критериев умственного и интеллектуального развития ребенка, является развитие память, ведь она способствует усвоению новой информации, познанию мира. Чем больше уделяется времени развитию разных видов памяти тем выше потенциал ребенка.

Выделяют несколько видов детской памяти:

  1. Двигательная — связана с запоминанием повторяющихся действий (чистить зубы, ходить, играть);
  2. Наглядно-образная (зрительная) — запоминание окружающих вещей и эмоций, приводящих малыша в восторг;
  3. Эмоциональная — способность реагировать на объекты, оказывающие влияние;
  4. Непроизвольная — знания, полученные в независимости от желания. Запоминается все самое интересное и захватывающее.
  5. Произвольная — память подразумевает прикладывание усилий чтобы запомнить чего либо например стихотворение.

Как изменяется детская память с возрастом

3-4 года. Этому возрасту присуща непроизвольная память. Все ежедневные процессы, связанные с движениями и речью, накапливаются в сознании.
4-5 лет. Появляются первые зародыши произвольной памяти, которая развивается лучше, с подключением движений.
5-6 лет. Информация, которую малыш осознал, запоминается лучше.
6-7 лет. Возраст, когда приобретается умение классифицировать новые и старые знания.

Особенности развития зрительной памяти у детей дошкольного возраста.

Обычно зрительная память у детей развита сильнее остальных. Развивая этот вид памяти у детей, необходимо использовать его для формирования остальных видов:

  1. Перед малышом выкладывается несколько объектов, после один убирается, его-то и нужно отгадать;
  2. Тот же вариант с объектами, только они меняют место, а не исчезают совсем;
  3. Для облегчения запоминания, придумайте, с чем это можно ассоциировать или составьте стишок (для запоминания последовательности цветов радуги придуман всем нам известную поговорку);
  4. Запоминая новое, можно использовать те знания, что уже находятся в памяти (даты, происшествия, названия).

Зная особенности развития памяти у детей, процесс обучения пройдет легко и интересно. Играйте со своими детьми!

 

Игры для развития памяти у детей дошкольного возраста.

Особенности развития памяти и внимания у детей дошкольного возраста лучше всего происходит через игру:

  • Выбрать несколько интересных по форме и качеству предметов. Дать малышу ознакомиться с ними. Завязать глаза и давать по очереди предмет в руки. Ваша задача не только помочь ему отгадать предмет, но и обговорить все его качества;
  • Проговаривать вслух буквы в словах в правильной последовательности, а потом наоборот. Сначала взять маленькие слова, постепенно увеличивая длину слова и скорость озвучивания;
  • Предложить озвучить с вашей помощью мультфильм или сказку. Выключите звук при воспроизведении, выбрав роли, попробуйте в точности воспроизвести слова героев;
  • Возьмите любую сказку, которую малыш слышит каждый день. Выложите перед ним карточки с изображением героев. Читая сказку, попросите ребенка, в нужный момент показывать карточку. Очень забавно получается со сказками, имеющими много повторений (колобок, теремок, репка);
  • Покажите малышу небольшую сценку с несколькими действиями и попросите его все повторить;
  • Ребенок, произнося одну из частей тела, дотрагивается до него. Второй игрок сначала все повторяет, а потом неожиданно делает другое движение, побуждая отвлечься

Игра «Фотоаппарат».

Цель: развивать ассоциативное мышление, произвольное внимание, память, речь.

Игровой материал и наглядные пособия: карточки от лото или любые другие картинки.

Описание: в течение 5 секунд демонстрировать ребенку карточку. Затем убрать ее и предложить вспомнить, что на ней было изображено. Если ребенок затрудняется ответить, задать ему наводящий вопрос: сколько, какого цвета и т. д.

Игра «Найди отличия».

Цель: развивать умение сравнивать запоминаемые предметы, находить в них черты сходства и отличия.

Игровой материал и наглядные пособия: сюжетные карточки.

Описание: в течение 2-3 минут показывать ребенку карточку. Затем предложить ему вторую карточку, на которой отсутствуют или заменены на другие некоторые предметы или действия. Ребенок должен определить, что изменилось.

Игра «Сорока-белобока».

Цель: развивать концентрацию внимания, память.

Игровой материал и наглядные пособия: 5-6 небольших предметов (игрушек).

Описание: разложить на столе предметы (игрушки). Предложить ребенку внимательно посмотреть на стол, запомнить, какие предметы на нем лежат, а затем попросить ребенка отвернуться. Убрать или заменить один или несколько предметов. Ребенок должен определить, что сорока утащила, а что подменила.

Игра «Сыщики».

Цель: развивать ассоциативное мышление, память.

Описание: необходимо выбрать одного ребенка, который будет играть роль «разбойника», остальные — «сыщики». Рассказать вместе с детьми какую-нибудь историю, из которой следует, что «разбойник» теперь должен скрываться от «сыщиков» и для этого ему нужно замаскироваться. «Сыщики» во время рассказа внимательно разглядывают «разбойника», который затем уходит маскироваться, а по возвращении в комнату должны найти изменения в его внешности.

Игра «Опиши предмет».

Цель: учить запоминать признаки и свойства предмета.

Игровой материал и наглядные пособия: знакомые ребенку предметы (человек, машина, продукт питания и т. д.).

Описание: дети под руководством воспитателя выбирают знакомый предмет. Взрослый предлагает вспомнить как можно больше отличительных признаков и свойств этого предмета и по очереди называть по одному признаку.

Игра «Повтори орнамент».

Цель: способствовать развитию концентрации внимания, памяти.

Игровой материал и наглядные пособия: бусинки, пуговицы, счетные палочки (по 12 штук).

Описание: взрослый дает ребенку половину игрового материала, остальную половину берет себе, выкладывает из бусинок произвольную композицию, затем в течение 1-2 секунд показывает ребенку. Тот должен выложить из своих бусинок точно такую же композицию по памяти. Затем можно поменяться ролями. Для составления следующих композиций к бусинкам можно добавить счетные палочки и пуговицы.

Игра «Запомнил — нарисовал».

Цели: учить осознанному восприятию; развивать концентрацию внимания на запоминаемом объекте.

Игровой материал и наглядные пособия: листок бумаги, карандаши, картон с изображениями предметов.

Описание: наклеить на картон шесть картинок в два ряда: три сверху, три снизу. На картинках должны быть изображены самые простые предметы: яблоко, шарф, флажок, пуговица, иголка, елка, березовый листок. В течение одной минуты показать ребенку верхний ряд. Ребенок должен зарисовать то, что он увидел и запомнил. Затем показать так же нижний ряд картинок и снова попросить ребенка зарисовать все то, что он запомнил. Открыть все картинки одновременно и сравнить, насколько рисунки ребенка соответствуют образу.

Игра «Какая она».

Цель: способствовать развитию зрительной и слуховой памяти.

Описание: назвать какой-нибудь предмет и предложить ребенку представить, как этот предмет выглядит, какой он формы, цвета, какие он может издавать звуки и т. п. Затем попросить описать все то, что он представил. Например: яйцо — овальное, белое или коричневое, с пятнышками, сырое или вареное, белое и желтое внутри. Потом можно не только проговорить признаки предмета, но и зарисовать его.

Игра «Нелогичные ассоциации».

Цель: развивать ассоциативное мышление.

Игровой материал и наглядные пособия: карточки с изображением предмета.

Описание: необходимо назвать ребенку несколько слов, связанных между собой. Например: тарелка, мыло, цветок, улица. Лучше, если перед ребенком будут лежать карточки с изображением этих предметов. Попробовать вместе с ребенком найти ассоциации, которые бы связывали эти слова. Для каждой ассоциации найти подходящую картинку. Дать простор воображению ребенка, не ограничивать их рамками логичных ассоциаций. В результате должна получиться маленькая история.

 

 

Зная особенности развития памяти у детей, процесс обучения пройдет легко и интересно. Играйте со своими детьми!

 

 

Обсуждение закрыто.