План-конспект открытого занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Как поймать радугу»
Форма ООД: опытно-экспериментальная деятельность.
Форма организации: подгрупповая.
Подготовили и провели:
Воспитатели: Рудакова Т.Ю.,
Рубцова О.В., Другова А.А.
Музыкальный руководитель: Охатрина Е.В.
Цель: Расширить знания детей о таком природном явлении как радуга, дать представление о процессе её образования, совершенствовать знания детей о цветах спектра, их последовательном расположении.
Задачи:
Образовательные: закрепить знания детей о цветах радуги; учить наблюдать за таким явлением как радуга, получать его опытным путем. Научить воссоздавать увиденное явление.
Развивающие: развивать у детей речевую активность, способствовать развитию познавательной активности детей в экспериментальной деятельности.
Воспитательные:создание положительной эмоциональной атмосферы в группе, развитие умения работать в коллективе.
Предварительная работа: Чтение художественной литературы: С. Маршак «Радуга – дуга», Н. Комовская «Радуга», Е. Благинина «Радуга», рассматривание картин и иллюстраций с изображением радуги. Разгадывание загадок о радуге; прослушивание детских песен: «Раз, два, радуга», «Радуга дождя», «От улыбки в небе радуга проснется»; дидактическая игра «Собери радугу»; подвижная игра «Радуга, появись! Радуга, покажись!».
Оборудование: презентация «Радуга», компьютерный диск для каждого ребенка, фонарики, таз с водой, зеркало, лист белого картона, емкости с цветной сладкой водой, шприцы, халаты на каждого ребенка.
Ход занятия:
IОрг. момент
(Дети заходят в зал, где их встречает Фея Природы)
— Здравствуйте, мои дорогие! Вы помните меня? Я приходила к вам в гости.
— Давайте поздороваемся со всеми и познакомимся
Упражнение «Снежный ком»
Сегодня, я пригласила вас к себе в гости, в мой волшебный замок.
— О каких явлениях природы мы с вами говорили? (дождь, ветер)Почему дует ветер? Как образуется дождь?
Когда дождь бывает? (Летом, осенью, весной).
Как вы думаете, дождь прошел, а что бывает после дождя? (рассуждения детей) –
Отгадайте загадку: «Разноцветное коромысло через реку повисло?» — Что это? (Радуга) — Да, дети, мы сегодня с вами поговорим о радуге. Мы должны узнать, что такое радуга, как и когда она появляется. И даже сами попробуем сделать радугу.
Основной этап
Слайд №1 Презентация «Что такое радуга»
Слайд №2
— Ребята, что это? Какие чувства у вас вызывает радуга? (ответы детей) — Да, чувства радости, повышение настроения. Слово «радуга» похоже на слово «радость». И в самом деле, радостно бывает, когда вдруг на небе возникает удивительно красивая дуга. «Райская дуга» называли ее в старину и верили, что она приносит счастье. С тех пор так и зовут — радуга.
Слайд №3
— Ребята, а кто из вас видел настоящую радугу и как это было? После чего можно наблюдать радугу? (Ответы детей) — Да, сначала шёл дождик, а потом появилась радуга. — На что похожа радуга? (ответы детей). — В какое время года можно увидеть радугу? (весной, летом, осенью). — Где еще можно увидеть радугу? (рассуждения детей: возле фонтанов, над рекой или озером, в каплях мыльного пузыря).
Слайд №4
Радуга – одно из самых замечательных явлений, существующих в природе. Это атмосферное явление, которое наблюдается при освещении Солнцем множества водяных капелек во время дождя или тумана, или после дождя. Радуга появляется только тогда, когда одновременно идет дождь и светит солнце.
Слайд №5
— Дуги радуги разноцветные, из каких цветов состоит радуга? (ответы детей: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый) — Чтобы запомнить последовательность цветов в радуге есть специальные волшебные слова — в них первые буквы соответствуют первым буквам названий цветов. — Какую фразу вы знаете? (Ответы детей) Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан.
Как вы думаете, какой бывает радуга? (рассуждения детей) — Радуга бывает разной:
Слайд № 6 «Ночная или лунная радуга»
— Как вы думаете, радугу можно наблюдать только днем? (рассуждения детей) — Интересно будет узнать, что за этим удивительным явлением можно наблюдать не только днём, но и ночью, в облаках и даже во время тумана.
Слайд № 7 «Радуга круглой формы»
При этом с земли она нам кажется в форме арки. Но на самом деле она имеет круглую форму. Целиком мы можем увидеть только тогда, когда мы будем во время её появления на воздушном транспорте или на высокой горе.
Слайд № 8 «Огненная радуга»
Огненная радуга — редкий оптический эффект, появляющийся, если лучи солнца отражаются от кристалликов льда в облаках, находящихся на большом расстоянии от земли
Слайд № 9 «Перевернутая радуга»
— Перевёрнутая радуга тоже редкое явление. Для её появления также нужны перистые облака.
Слайд № 10 «Солнечная радуга»
— Солнечная радуга наиболее яркая из всех и именно её мы видим наиболее часто.
Такой разной бывает радуга.
Танец: «Радуга — дуга»
Экспериментальная деятельность
— Ребята, как вы думаете, можно получить радугу в домашних условиях, в нашей группе, например, здесь и сейчас? (рассуждения детей) — Как вы думаете, у нас получится? (ответы детей)
А теперь я предлагаю пройти в нашу лабораторию, где мы проведем опыты и попробуем создать самую настоящую радугу. Согласны?
Прежде чем приступить к опытам, давайте вспомним правила поведения в лаборатории:
-
Обязательно надеть на себя халат и шапочку.
2.Каждый работает за своим рабочим местом, не толкаясь и не мешая другому, не шумит.
3.Нельзя ничего брать без разрешения взрослого.
4. Слушать внимательно инструкцию.
5. Все делай аккуратно.
Эксперимент №1 «Радуга из воды»
Для этого нам понадобится таз с водой, зеркало, фонарик и лист белой бумаги.
(Зеркало наполовину погружается в воду и на него направляют включенный фонарик так, чтобы отражение упало на лист белой бумаги.)
Действия таковы:
-
Надо положить зеркальце в неглубокую миску с водой
-
расположить миску так, чтобы луч света — от фонарика или от солнцаугол наклона предметов.
В воде свет должен преломиться и разбиться на цвета, так что на картоне отразится маленькая радуга.
— Как вы думаете, можно ли другими способами ещё получить радугу? (рассуждения детей) — Как вы думаете, получится ли у нас создать радугу при помощи компакт диска?
Эксперимент №2 «Фонарь — компакт диск»
— Давайте каждый из вас попробует сейчас создать свою радугу с помощью компакт диска (ответы детей)
Перед каждым из вас лежат компакт диски. Вам необходимо взять диск, попытаться поймать им солнечный луч, направив его на стены. А потом внимательно смотрите, что у вас получится (дети выполняют эксперимент, направляют на диск свет от фонаря и видят все цвета радуги)
— Какая красивая и яркая у вас получилась радуга!
— Итак, ребята, мы с вами доказали, что радугу можно получить и в домашних условиях? (рассуждения детей)
— А хотели бы вы взять с собой домой маленький кусочек радуги?
Я предлагаю каждому из вас сделать свою собственную красивую радугу
Эксперимент №3 «Радужная вода»
Перед детьми емкости с некоторым количеством воды,
Вместе с воспитателем окрашивают воду в разные цвета. Во 2-ой стакан добавляем 1 ложку сахара, в 3-ий 2 ложки сахара и т.д. перемешиваем до растворения. 1-ый оставляем без сахара. Далее набираем шприцем оранжевую воду и погружаем шприц до дна стакана с красной водой №1, медленно выливаем и видим как красная вода переместилась вверх. Далее набираем желтую воду и также выливаем в 1 стакан. Красная вода «переместилась» не смешиваясь с другими цветами и оказалась первым слоем сверху. Вот такая «Радужная вода» получилась.
— А почему цветные слои воды не перемешались, мы с вами узнаем при следующей встрече.
Итог.
Рефлексия
— Вот сейчас, разве не произошло чудо? Ведь вы все оказались волшебниками и смогли сделать чудесную, единственную в мире такую радугу, какая есть только у вас.
— Скажите: вам интересно было?
— Кто-то удивился? Что нового узнал?
– Кому ты хочешь рассказать о том, что сегодня узнал?
— Краски сегодня ужасно устали:
Радугу в небе они рисовали.
Долго трудились над радугой краски,
Радуга вышла красивой, как в сказке.
Вся разноцветная – вот красота!
Ты полюбуйся, какие цвета.