«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»
В. Сухомлинский.
Подготовили воспитатели: Кретова Л.Ю.;Болотова Т.В.
Какой малыш не любит играть? Однако игра может не просто служить способом провести время и занять малыша, но и обладать развивающим воздействием. Давно доказана связь между развитием мелкой моторики и развитием мышления детей. Чем ловчее пальчики ребенка, тем более гибким умом он обладает. Пальчиковые игры прекрасно справляются с этой задачей. Обычно под пальчиковыми играми подразумевается инсценировка рифмованных историй или сказок с помощью пальцев. Такого рода игры не только способствуют развитию мелкой моторики ребенка, но и помогают наладить тесный контакт с родителями. Кроме того, пальчиковые игры несут в себе и обучающую нагрузку: одни знакомят малышей с названиями частей тела и самих пальцев, другие направлены на изучение счета и т.д. Существуют пальчиковые игры, в которых малыш должен задействовать обе руки, что помогает лучше ориентироваться в пространстве, а также осваивать такие понятия как право – лево, высоко – низко. Игры, в которых ребенок гладит или ловит руку взрослого либо другого ребенка, загибает пальцы партнера по игре представляют особую важность для формирования чувства уверенности в себе у ребенка.
Игры сами по себе очень увлекательны и эмоциональны. Они способствуют развитию речи и творческой деятельности. Пальчиковые игры отражают реальный мир: его предметы, животных, людей и их деятельность, а также явления природы. В ходе этих игр дети повторяют движения за взрослыми, активируя мелкую моторику рук, что способствует выработке ловкости, умения управлять своими движениями, а также концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Игры с пальчиками помогают развивать речь и обеспечивают ребенку массу разнообразных сенсорных впечатлений, развивая внимательность и способность сосредоточиться. Эти игры формируют доброжелательные взаимоотношения между детьми, а также между ребенком и взрослыми.
Персонажи пальчиковых игр нравятся малышам с полутора лет.
Перед выполнением упражнения продемонстрируйте его ребенку, покажите положение пальцев и кисти. Постепенно взрослый отказывается от показа, и остаются только словесные указания. В случае, если ребенок неправильно что-то делает, необходимо снова показать ему верный вариант. Все упражнения сначала выполняются медленно. Если у малыша возникают трудности с самостоятельным выполнением, следует просто взять его ручку в свою и действовать вместе с ним. Начинать пальчиковые игры рекомендуется с разминки пальцев, которая включает в себя сгибания и разгибания пальцев. Для разминки также отлично подходят резиновые игрушки с пищалками.
Текст пальчиковых игр рекомендуется произносить выразительно и четко, выполняя движения параллельно тексту. Не забывайте про интонацию, ведь она очень важна для поддержания интереса малыша к игре: его эмоциональный подъем обеспечит включенность в игру, и малыш будет с удовольствием повторять за вами все движения. Старайтесь говорить выразительно, то повышая, то понижая голос, делать паузы, подчеркивая этим важные слова. Малышам обычно сложно проговаривать текст, поэтому для них достаточно выполнять движения вместе со взрослым либо с его помощью. В некоторых играх можно использовать бумажные колпачки либо нарисовать на подушечках пальцев глаза и рот, чтобы «оживить» их.
Пальчиковые игры пробуждают творчество, и если ваш малыш сам придумал к тексту движения, пусть даже слегка нелепые или не очень удачные, обязательно похвалите его. По возможности поделитесь творческими достижениями ребенка с близкими родственниками, которые часто проводят время с крохой.
Дети в возрасте от года до двух ориентируются в играх, которые выполняются одной рукой. В три года малыш уже осваивает игры, в которых задействованы обе руки. Четырехлетний ребенок способен играть в эти игры с использованием нескольких сменяющих друг друга событий. Дети постарше могут оформлять игру разнообразными предметами: шариками, кубиками, мелкими деталями…
В ходе упражнений в пальчиковых играх у малышей развиваются мелкие движения рук. Кисти и пальцы обретают подвижность и гибкость, а скованность движений постепенно исчезает. Тренировать движения пальцев и кистей рук крайне важно, ведь это стимулирует речевое развитие ребенка, способствует улучшению артикуляционных движений, подготавливает кисть и руку к письму. Кроме того, тренировка пальцев и кисти – мощное средство повышения работоспособности головного мозга, стимуляция развития мышления у малыша. При проведении пальчиковых игр специалисты рекомендуют придерживаться некоторых рекомендаций:
-
Не стоит проводить игру холодными руками. Согрейте ручки малыша в теплой воде.
-
Перед проведением игры лучше всего обсудить с ребенком ее содержание, продемонстрировать все необходимые жесты, движения, комбинации пальцев. Такая подготовка позволяет также создать необходимый эмоциональный настрой.
-
Выполняйте упражнения вместе с малышом. Это не только поможет крохе ориентироваться в движениях, но и продемонстрирует ему вашу увлеченность игрой, которой он сам невольно заразится.
-
Постепенно ребенок выучит текст игры наизусть. Уже на третий-четвертый раз проведения игры малыш будет произносить слова частично, только начало или окончание фразы. Одновременно кроха старается соотносить слова и движения руками.
-
Выберете несколько упражнений, которые пришлись по душе вашему малышу. Их можно повторять каждый раз, когда вы будете играть. Другие пальчиковые игры рекомендуется постепенно заменять другими.
-
Не забывайте, что объем памяти у ребенка ограничен, поэтому не пытайтесь осилить сложную задачу за короткий период времени (овладеть движениями и текстом). Непосильные трудности могут навсегда отбить интерес малыша.
-
Сложности возникают в начале выполнения практически любого из упражнений. Не расстраивайтесь, просто отрабатывайте каждую игру постепенно, помогая ребенку принять правильное положение пальчиков.
-
Не заставляйте малыша. Если он отказывается выполнять упражнение, постарайтесь выяснить причины и по возможности ликвидировать их. Если это невозможно, лучше просто поменять игру.
-
Овладеть игрой для крохи – это большое достижение, поэтому не забывайте поощрять любые, пусть даже маленькие победы. Не критикуйте, даже если вначале ребенок делает что-то неправильно, подбадривайте, стимулируйте подпевание малыша.
Вот так увлекательно и интересно можно не только развивать мелкую моторику ребенка, но и способствовать развитию речи малыша.