Надо ли переучивать ребенка-левшу?
Подготовили воспитатели МАДОУ 10
Пронькина Н.П.,Качканова Ю.А.
Люди считают, что леворукость – это нарушение в развитии, неразгаданная учёными загадка. Сегодня левшей 15%, но мы до сих пор относимся к письму левой рукой как к удивительному феномену. Учёные установили, что доминирование одной руки закладывается ещё во время беременности, а мозг у левши работает не так, как у правшей.Если раньше таких детей старались переучить, даже наказывая, то в наше время изготавливаются предметы для леворуких, в школе разработана специальная методика. Мировое общество обратило внимание на проблемы левшей, теперь официально их День – 13 августа.
В чём причина леворукости
Учёными установлена особенность строения мозга, но окончательного ответа определения леворукости, пока нет. По наследству эта особенность передаётся только на 25%.
Родится левша, если будущая мама испытывала беспокойство во время беременности или рожала в пожилом возрасте. Вес плода не влияет на леворукость. Это здоровый нормальный ребёнок, только главное у него правое полушарие мозга.
К леворукости приводит травмирование левого полушария во время родов или окружающие факторы после рождения. Часто левши – умственно отсталые дети или один малыш из двойни, у которых в утробе уменьшенное жизненное пространство.
Эти факты приводят учёных к мысли о том, что леворукость развивается при нарушении развития головного мозга.
Левша или правша
При внимательном наблюдении главная рука у ребёнка определяется в полгода. Более точно – на втором году жизни, а в 3-6 лет малыш уверенно пользуется той рукой, какой лучше. Если переучивать, родителям стоит быть готовыми к раздражительности и истерикам ребёнка.
Определить главную руку поможет простой метод – попросить малыша что-нибудь выполнить одной рукой. Как правило, дети-левши неусидчивы, формирование речи происходит медленно и скачкообразно. Им не удаётся правильно произносить звуки, однако логопедические занятия легко снимают эту проблему.
Встречаются дети, владеющие одинаково обеими руками, называемые амбидекстрами. У этих детей полушария мозга работают симметрично. Отличить левшу от правши помогут задаваемые ребёнком вопросы. Согласно исследованиям, «Почему?» задают правши, а «Зачем?» левши.
Особенности левшей
Леворукие– это часто артистичные, музыкальные и творческие личности. Детей отличают успехи, развитие и нестандартное мышление. Но вместе с тем, это дети с повышенной чувствительностью и ранимым характером. Они чувствительны и впечатлительны. В играх хотят выигрывать, расстраиваясь при проигрыше.
Мозг леворуких людей для исполнения задач задействует вторую половину. Например, в обеих частях по речевому центру. Такая симметричность и пластичность легко перестраивается на восприятие в другом режиме.
Поэтому в политике много левшей (Наполеон, К. Великий, Юлий Цезарь, Александр Македонский, Б. Клинтон, Рейган, Буш).
У левшей математические способности, слух, увлечённость классикой. Сложнее даётся ориентирование.
К левшам относятся гениальные люди: композиторы Бетховен и Бах, математик Эйнштейн, ученые Леонардо да Винчи, И. П. Павлов.
Величайшие женщины Жанна Д’Арк, королева Виктория, десятки современных актеров, музыкантов и спортсменов – тоже леворукие.
Нередко их характеризует яркий художественный вкус, чувство гармонии и цвета. Это доказали художники Микеланджело, Рубенс, Роден, Пикассо.
Если научить, они с ранних лет играют на музыкальном инструменте. Это большие выдумщики и фантазёры с оригинальными идеями.
Переучивать или нет
Доказано, что переучивание нормальной особенности левшей нарушает равновесное состояние психики малыша. Как леворукость воспринимается родителями, таким вырастет и ребёнок – уверенным и приспособленным к жизни или психически неуравновешенной личностью.
Возможные последствия переучивания леворуких:
- энурез;
- нарушение двигательных действий и восприятия эмоций;
- нарушенный сон;
- быстрое утомление, головные боли;
- нервный тик;
- проблемы с аппетитом, пищеварением и потеря веса;
- заикание;
- длительный адаптационный период;
- нарушенное внимание и память.
Сюда же следует отнести и риск проявления безвольности в дальнейшей жизни.
Особенности воспитания
Главное в воспитании маленького левши – не акцентировать внимание окружающих взрослых и ровесников на его особенности. Предупредить воспитателей в садике, педагога в центре обучения, учителя в школе, чтобы малыша не выделяли, не жалели и не раздражались при медленном чтении и письме.
Леворуким детям требуется просто поддержка и решение затруднений вместе с взрослым. Не упрекать в лени. Гнев, крики, нотации и замечания ни к чему не приведут.
Не стоит обособлять ребёнка индивидуальными занятиями или в специальной группе. Важно научиться общаться и учиться наравне с праворукими детьми.
Учимся читать и писать
Для маленьких левшей разработаны специальные программы и методики, которые известны педагогам и воспитателям.
Такие дети не так располагают тетрадь и пишут прописные буквы с обратным или прямым наклоном, не так держат ручку, свет нужен справа, а сидеть при письме им требуется с левой стороны парты. Первое время буквы Э, З, В, Р пишет в другую сторону.
Читая, ребёнок левша пытается охватить полный текст, ему с трудом даётся слогочтение. Читает медленно, пока не научится прочитывать слова.
В ходе проведённых исследований установлено, что в начальной школе у леворуких детей успеваемость низкая или средняя, но при старании в старших классах они уже опережают других детей в классе.
Двигательные навыки и творческие способности
Освоение жизненных и бытовых навыков проще происходит при разбивании их на простые последовательные части, постепенно соединяя. Проще обучать с наглядными изображениями, последовательными рисунками, видеороликами.
В спортивных видах, где важны действия рук, у левшей преимущества с применением смены тактики на поединках.
Левшата, воспринимая цельный облик, не останавливаются на деталях. Например, вылепленная фигурка простая, но характер выражен ярко. В прошлом веке утверждалось, что леворукость даёт творческие способности. Сегодня учёные доказали, что задатки творчества, требующие развития, заложены в каждом человеке.
Родителям на заметку
Четыре «НЕ»:
- НЕ переучивать;
- НЕ акцентировать внимание на леворукости;
- НЕ сравнивать с правшами;
- НЕ утомлять занятиями в нескольких творческих кружках.
Что необходимо делать:
- Отмечать продвижения в занятиях и достигнутые успехи;
- Объяснить плюсы и минусы при владении той или иной рукой;
- Развивать мелкую и крупную моторику;
- Найти и обеспечить развитие таланта;
- Научить жизненным навыкам;
- Придумать способы поощрения;
- Не предъявлять завышенных требований;
- Устроить уютный рабочий стол;
- Быть внимательными, доброжелательными и участливыми родителями.
Главное – воспитать твёрдого и уверенного в делах и поведении человека. Научить ориентированию в жизни.
Специальные вещи для левшей
В магазинах появились предметы, которыми сподручно работать леворуким людям. Например, для школьников тетрадь, которая открывается с другой стороны или ручка с утолщённым концом, линейка с обратной шкалой, ножницы, специальная пропись, точилка.
Для взрослых создана гитара, клавиатура, мышка, штопор и другие, нужные левше вещи.
Заключение
Леворукие личности украшают и разнообразят мир, наполняют творчеством и радостью. Современность, понимая особенности левши, говорит о том, что человеческое общество более становится мудрым.