Скударнова Надежда Анатольевна, воспитатель
Одной из задач федерального государственного образовательного стандарта является создание благоприятных условий для развития творческих способностей и потенциала каждого ребёнка.
Что же понимается под творческими способностями?
В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки. С философской точки зрения творческие способности включают в себя способность творчески воображать, наблюдать, неординарно мыслить.
Таким образом, творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые проявляются в детской фантазии, воображении, своей точке зрения на окружающую действительность.
Приобщение к художественному творчеству приобретает особую актуальность в настоящее время, ведь творчество- это работа, исходящая от сердца. В прямом смысле это касается работы с пластилином, потому что каждая частичка этого материала, прежде чем стать мазком картины, согревается теплом рук ребёнка. Поэтому, я считаю, что наибольшие возможности для развития творческих способностей детей дошкольного возраста предоставляют нам занятия пластилинографией. Развитие творческих способностей детей средствами нетрадиционной техники пластилинографии я осуществляю через кружковую деятельность.
Цель моей работы — развитие творческих способностей каждого ребенка посредством пластилинографии.
Что же такое пластилинография? Пластилинография – это нетрадиционная техника изобразительного искусства, принцип которой заключается в создании лепной картины с изображением полуобъёмных предметов на горизонтальной поверхности.
При работе с пластилином необходимо учитывать его свойства: мягкость, пластичность, клейкость, способность размягчаться под воздействием тепла, непрочность, способность сохранения придаваемой формы, водонепроницаемость.
Но также при работе с ним нужно помнить:
- Следует использовать как основу не тонкие листы бумаги, а плотный картон, чтобы не происходило её деформации при выполнении приёмов придавливания, примазывания, сглаживания, расплющивания.
- Для работы с объемной формой необходимы стеки, для выделения характерных особенностей декоративного предмета.
- Работа с пластилином трудоёмкая, требует усилий, поэтому в процессе её выполнения детям необходим отдых в виде тематических физкультминуток и разминок
- На рабочем столе ребёнка обязательно должна быть влажная тканевая салфетка для рук, чтобы он мог воспользоваться ею в любое время, а после выполненной работы сначала вытереть руки салфеткой, а затем вымыть руки водой с мылом.
Важное значение играет цвет пластилина, как средство выразительности. Дети учатся смешивать разные цвета для получения более светлого оттенка, осваивают приём «вливание одного цвета в другой».
Очень важно постоянно обогащать чувства и эмоции детей, накапливать знания и впечатления об окружающем мире, развивать эстетическое восприятие, образное мышление, воображение и эмоционально-положительное отношение к художественно-творческой деятельности.
Работая с пластилином мы решаем сразу несколько задач:
- возможность через лепку выплеснуть отрицательные эмоции, почувствовать себя свободными, возможность удивляться, радоваться;
- возможность доставить детям радость от тесного общения с послушным материалом: пластилином;
- развивать глаза, пальцы, возбудить фантазию и воображение.
На занятиях кружка по пластилинографии осваиваем различные приёмы, такие как: сплющивание, налепливание, прижимание, придавливание, примазывание и др. Все эти приёмы отрабатываем в игровых ситуациях.
Для воплощения творческих замыслов детей мы в своей работе также используем бросовый материал: это бумага разной фактуры и цвета, фантики от конфет, семечки, бисер, зернышки, пуговицы.
Зачастую лепка представляет для детей некоторые трудности: слабо развитая мелкая моторика пальцев затрудняет процесс лепки определенных форм предмета. Из-за недостаточно развитого воображения и фантазии, снижения познавательных интересов и способностей не все дети правильно могут передавать в лепке, что они хотят изобразить. Поэтому детям необходимо дополнительно развивать эти навыки. Это умение владеть рукой и пальцами, подчинять движения контролю руки и глаза, правильно пользоваться пластилином и стеком.
Обучение пластилинографии осуществляю в порядке повышения уровня сложности: начиная с простых картинок и постепенно перехожу к созданию более сложных. Сначала дети учатся создавать картинки под руководством взрослого, а затем самостоятельно, что способствует развитию воображения и фантазии.
Во время совместной деятельности с детьми я использую личностно- ориентированный подход к каждому ребенку. Стараюсь не навязывать ребенку свою помощь, а дать ему возможность рисовать пластилином так, как ему нравится. Иначе у ребёнка появляется робость и неуверенность в своих силах. Главное в работе с пластилином — не переоценить силы ребенка, дать ему интересное и увлекательное задание. Тогда он ощутит максимум удовольствия от процесса лепки и от результатов своей работы. А это — залог будущего успеха.
Важно подкреплять уверенность ребёнка в собственных силах и поощрять даже за небольшие успехи в освоении новой техники.
При организации работы по формированию творческих способностей важно уделять внимание социально- эмоциональному развитию, стимулировать проявление детьми самостоятельности и творчества.
Одним из важных средств поощрения и развития детского изобразительного творчества является выставка детского рисунка. Выставка — очень важный момент сравнения своей работы с работой сверстников. В эти минуты ребенок лучше видит свою работу и лучше понимает другие.
Анализируя результаты работы, можно сделать вывод, что эмоции, вызванные пластилинографией, способны творить чудеса, они приобщают детей к высшим духовным ценностям, развивают их способности и творчество.
Таким образом, на основе проделанной работы я увидела, что у детей возрос интерес к данной нетрадиционной технике. Работы детей стали более интересными и неповторимыми. Дети обрели уверенность в себе и почувствовали себя маленькими творцами.