«Пластилинография, как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста».

          Скударнова Надежда Анатольевна, воспитатель                                                         

               Одной из задач  федерального государственного образовательного стандарта является создание благоприятных условий для развития творческих способностей и потенциала каждого ребёнка.

              Что же понимается под творческими способностями?

              В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки. С философской точки зрения творческие способности включают в себя способность творчески воображать, наблюдать, неординарно мыслить.

            Таким образом, творчество –  создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые проявляются в детской фантазии, воображении, своей точке зрения на окружающую действительность.

           Приобщение к художественному творчеству  приобретает особую  актуальность в настоящее время, ведь творчество- это работа, исходящая от сердца. В прямом смысле это касается работы с пластилином, потому что каждая частичка этого материала, прежде чем стать мазком картины, согревается теплом рук ребёнка. Поэтому, я считаю, что наибольшие возможности для развития творческих способностей детей дошкольного возраста предоставляют нам  занятия пластилинографией.  Развитие  творческих  способностей  детей  средствами  нетрадиционной    техники пластилинографии  я  осуществляю  через  кружковую деятельность.

       Цель моей работы — развитие творческих способностей каждого ребенка посредством пластилинографии.

      Что же такое пластилинография?  Пластилинография – это нетрадиционная техника изобразительного искусства, принцип которой заключается в создании лепной картины с изображением полуобъёмных предметов на горизонтальной поверхности.

     При работе с пластилином необходимо учитывать его свойства: мягкость, пластичность, клейкость, способность размягчаться под воздействием тепла, непрочность, способность сохранения придаваемой формы, водонепроницаемость.

         Но также при работе с ним нужно помнить:

  • Следует использовать как основу не тонкие  листы бумаги, а плотный картон, чтобы не происходило её деформации при  выполнении приёмов придавливания, примазывания, сглаживания, расплющивания.
  • Для работы с объемной формой необходимы стеки, для выделения характерных особенностей декоративного предмета.
  • Работа с пластилином трудоёмкая, требует усилий, поэтому в процессе её выполнения детям необходим отдых в виде тематических физкультминуток и разминок
  • На рабочем столе ребёнка обязательно должна быть влажная тканевая салфетка для рук, чтобы он мог воспользоваться ею в любое время, а после выполненной работы сначала вытереть руки салфеткой, а затем вымыть руки водой с мылом.

        Важное значение играет  цвет пластилина, как средство выразительности. Дети учатся смешивать разные цвета для получения более светлого оттенка, осваивают приём «вливание одного цвета в другой».

     Очень важно постоянно обогащать чувства и эмоции детей, накапливать знания и впечатления об окружающем мире, развивать эстетическое восприятие, образное мышление, воображение и эмоционально-положительное отношение к художественно-творческой деятельности.

     Работая с пластилином мы решаем сразу несколько задач:

  • возможность через лепку выплеснуть отрицательные эмоции, почувствовать себя свободными, возможность удивляться, радоваться;
  • возможность доставить детям радость от тесного общения с послушным материалом: пластилином;
  • развивать глаза, пальцы, возбудить фантазию и воображение.

На занятиях кружка по   пластилинографии осваиваем  различные приёмы, такие как:  сплющивание, налепливание, прижимание,  придавливание,  примазывание и др. Все эти приёмы   отрабатываем в игровых ситуациях.

Для воплощения творческих замыслов детей  мы в своей работе также используем бросовый материал: это бумага разной фактуры и цвета, фантики от конфет, семечки, бисер, зернышки, пуговицы.

    Зачастую лепка представляет для детей некоторые трудности: слабо развитая мелкая моторика пальцев  затрудняет процесс лепки определенных форм предмета. Из-за недостаточно  развитого воображения и фантазии, снижения познавательных интересов и способностей не все дети правильно могут передавать в лепке, что они хотят изобразить. Поэтому  детям необходимо дополнительно развивать эти навыки. Это умение владеть рукой и пальцами, подчинять движения контролю руки и глаза, правильно пользоваться пластилином и стеком.

        Обучение пластилинографии осуществляю  в порядке повышения уровня сложности: начиная  с простых картинок  и постепенно перехожу к созданию более сложных. Сначала дети учатся создавать картинки под руководством взрослого, а затем самостоятельно, что способствует развитию воображения и фантазии.

        Во  время  совместной  деятельности с детьми   я  использую  личностно-  ориентированный  подход   к  каждому  ребенку. Стараюсь не  навязывать   ребенку  свою  помощь, а дать  ему  возможность  рисовать пластилином  так, как  ему  нравится.  Иначе  у ребёнка появляется робость и неуверенность в своих силах. Главное в работе с пластилином — не переоценить силы ребенка, дать ему интересное и увлекательное задание. Тогда он ощутит максимум удовольствия от процесса лепки и от результатов своей работы.  А это — залог будущего успеха.

        Важно подкреплять уверенность ребёнка в собственных силах и поощрять даже за небольшие успехи в освоении новой техники.

      При  организации  работы  по  формированию  творческих  способностей важно уделять  внимание  социально- эмоциональному  развитию, стимулировать  проявление   детьми  самостоятельности  и  творчества. 

     Одним из важных средств поощрения и развития детского изобразительного творчества является  выставка  детского рисунка. Выставка — очень важный момент сравнения своей работы с работой сверстников. В эти минуты ребенок лучше видит свою работу и лучше понимает другие. 
     Анализируя  результаты  работы,  можно  сделать  вывод, что  эмоции, вызванные    пластилинографией, способны  творить  чудеса,  они  приобщают детей  к высшим  духовным  ценностям,  развивают  их  способности  и творчество.

      Таким образом, на основе проделанной работы я увидела, что у детей возрос интерес к  данной нетрадиционной технике. Работы  детей  стали  более  интересными и  неповторимыми.   Дети  обрели  уверенность  в  себе и почувствовали   себя   маленькими  творцами.           

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *