Профессия «Шахтер»

Ю.В.Кандрова, воспитатель
Г.И.Искакова, воспитатель
МАДОУ № 10 г.Ленинск-Кузнецкий

Методическая разработка профориентационной экскурсии

 

Введение
 Сегодня, начиная с дошкольного возраста, повышается роль профессиональной ориентации для детей. Это расширяет их кругозор, словарный запас и оказывает в будущем помощь в выборе профессии. Для детей подготовительной группы детского сада особенно интересными и познавательными становятся такие формы профориентации, как экскурсии.
 Экскурсия оказывает большое влияние на формирование интереса к специальностям и профессиям, так как сочетает в себе наглядность и доступность восприятия с возможностью анализировать, сравнивать, делать выбор. Экскурсию можно рассматривать, как специфически организованную деятельность, и её эффективность значительно возрастает, если тщательно продумать маршрут и объекты осмотра, подготовить детей к активному восприятию информации. Большую роль в расширении представлений о специальностях и профессиях играют экскурсии в специализированные музеи.
В данной разработке представлена обзорная экскурсия в Музей Шахтёрской Славы Кольчугинского рудника с целью привлечения внимания воспитанников подготовительной группы детского сада г. Ленинска-Кузнецкого к профессии «шахтёр».
 
Цель экскурсии: формирование у дошкольников интереса к профессии шахтёр. Задачи:
— сформировать привлекательный образ специальностей и профессий, связанных с шахтёрским трудом, обозначить их востребованность;
— познакомить дошкольников с историей и развитием труда шахтёров;
— показать материально-техническое оснащение данного труда;
— с помощью атрибутов и экспонатов погрузить детей в атмосферу трудовой деятельности данной профессии;
Категория участников: воспитанники подготовительных групп детского сада г. Ленинска-Кузнецкого.
Время проведения: 30 минут
Этапы мероприятия:
  1. Подготовительный:
— Разработка плана, содержания и маршрута экскурсии;
— предварительное посещение Ленинск-Кузнецкого краеведческого музея: экскурсия на тему: «История Кольчугинского (Ленинского) рудника» с проведением мастер-класса «Рисование на угольках»
— согласование времени встречи с организатором экскурсии, экскурсоводом;
—  подготовка вопросов для беседы после экскурсии;
 
  1. Основной этап (проведение экскурсии):
— Вступительная беседа, инструктаж по правилам поведения в музее;
—  Посещение музея шахтёрской славы;
— Посещение открытой площадки с экспонатами шахтёрских комбайнов в натуральную величину;
— Заключительная беседа, ответы на вопросы;
— Памятные фотографии у экспонатов музея;
 
  1. Заключительный этап: анализ мероприятия;
—  беседа с детьми по проведенной экскурсии;
—  выставка рисунков по теме:  «Профессия «Шахтёр»
Ход экскурсии
 Подготовительный этап
Для привлечения дошкольников к участию в экскурсии проводится предварительная работа в детском саду, заранее сообщается о дате и времени проведения экскурсии. Разрабатывается план мероприятия.
Предварительно организуется посещение Ленинск-Кузнецкого краеведческого музея: экскурсии на тему: «История Кольчугинского (Ленинского) рудника» с проведением мастер-класса «Рисование на угольках».
 Проведение экскурсии
Обзорная экскурсия проводится с воспитанниками подготовительной группы не более 20 человек. Время проведения мероприятия 30 минут. Организаторам сопровождать участников на всех обозначенных пунктах маршрута (Приложение 1) помогают родители. Основная цель – ознакомить дошкольников с историей и современными условиями труда шахтёров, с характером работы, особенностями профессии, оснащенностью шахт.
1 раздел. В начале экскурсии дошкольников ожидает вводная беседа экскурсовода о правилах поведения в музее, о требовании соблюдения техники безопасности и аккуратном обращении с экспонатами музея.
2 раздел. Дошкольники проходят в первый зал музея, где размещены фотопортреты известных шахтёров города. Там все участники экскурсии надевают защитные каски для прохождения маршрута в условиях, приближенных к реальному погружению в шахту. Музей расположен в бывшем здании клетевого ствола шахты им. Ярославского (сейчас это шахта им. Рубана)
3-10 раздел. Все проходят в музей шахтёрской славы Кольчугинского рудника. Экскурсовод рассказывает детям об истории шахтёрского труда и его выдающихся представителях, об инструментах, которыми добывали уголь ранее и которые используют в наши дни, показывает наиболее интересные экспонаты.
Ребят ожидает круговой обход музея со времен образования угольных пластов и до наших дней.
Экскурсия затрагивает современные и технологичные интерактивные стенды с историей нашего города, рудника и компании «СУЭК».
Ребята попадают в зал военной истории и зал, посвященный «рельсовой войне».
Один из необычных экспонатов музея: старинный телефонный аппарат с контактами, по которому можно позвонить. К примеру, при звонке жителю села Кольчугино, звучит запись, где рассказывается про жизнь в селе, на руднике.
По ходу экскурсии дошкольникам дают пояснения и подробно рассказывают о каждом экспонате в доступной форме. Также на каждой станции маршрута им разрешено сделать памятные фото рядом с экспонатами.
11 раздел. Рассматривание манекена в спецодежде современного шахтёра и выставки конкурсных поделок детей города, посвящённой шахтёрскому труду.
12 раздел. Выход на открытую площадку с экспонатами шахтёрских комбайнов в натуральную величину.
В конце экскурсии подводится общий итог. Дошкольники делают памятные фото, проводится беседа с целью обратной связи (Приложение 2).
Заключительный этап.
На этом этапе производится анализ мероприятия организаторами экскурсии. Обсуждаются положительные и отрицательные стороны, учитываются недочеты. Также производится анализ итоговой беседы с детьми и обработка рисунков по теме.
По итогам обзорной экскурсии «Профессия «Шахтёр» проводится выставка рисунков детей.
Заключение
Профессиональная ориентация детей дошкольного возраста в настоящее время —  тема достаточно актуальная. Необходимо уже в детстве начинать знакомить ребят с основными профессиями на рынке труда. Для эффективного проведения профессиональной ориентации дошкольников, необходимо учитывать возрастные особенности детей, потребности регионального рынка труда, психофизиологические особенности и требования, предъявляемые профессией к человеку.
Методика проведения экскурсии состоит из двух главных частей – методики подготовки экскурсии и методики ее проведения. Подготовка экскурсии включает разработку темы экскурсии, сценария и подготовку экскурсовода. В основе проведения экскурсии лежит принцип «от показа к рассказу». Форма экскурсии позволяет максимально погрузиться в рассматриваемую профессию, так как 80% информации запоминается детьми зрительно. Показ объектов должен вестись целенаправленно, в соответствии с поставленными воспитательными и познавательными целями.
В ходе мероприятия участникам предлагается не просто посмотреть на атрибуты данного труда, познакомиться с различными его объектами, но и поучаствовать в специально оборудованных помещениях, так сказать, «примерить на себя» профессию. Программа экскурсии построена так, чтобы участники не успели устать от информации. Методическая разработка экскурсии «Профессия «Шахтёр» является одной из активных форм проведения профориентационной работы в детском саду для детей 6-7 лет и направлена на активизацию профинформирования, создания максимально благоприятной атмосферы для привлечения интереса дошкольников.
Задача профориентационной работы в детском саду, заключается в максимальном использовании различных активных форм с применением наглядного материала и приемов «вживания» в трудовую деятельность на экскурсиях и мастер-классах, с целью формирования понимания детьми того, что профессия выбирается на всю жизнь.
Приложение 1
Маршрутный лист профориентационной обзорной экскурсии «Профессия «Шахтёр»
1 раздел гардероб музея
2 раздел 10-ти метровая «стена славы» — фотографии успешных горняков шахт и разрезов компании СУЭК-Кузбасс
3 раздел сенсорный экран со страницами истории города
4 раздел «Миллион лет до нашей эры» доисторический зал, стилизованный под шахтовый штрек с находками горняков
5 раздел «Борьба за огонь» стенды истории развития угольной промышленности с 1721 года «С «Успехом» в ХХ век»; «Даёшь угля» годы от революции до ВОВ; «Война»
6 раздел забой с вагонеткой «На мирные рельсы» – история «рельсовой войны» — забастовок в Кузбассе «Уроки забастовки»
7 раздел «Новые горизонты» сенсорный экран с историей предприятий СУЭКа, трудовыми династиями, современным шахтёрским оборудованием и экипировкой
8 раздел конкурсные поделки детей на тему шахтёрского труда
9 раздел «звонок из прошлого» — телефон с записями необычных монологов
10 раздел «Добывающие победу»
11 раздел кинолекционный зал
12 раздел площадка горно-шахтного оборудования
Приложение 2
Беседа с детьми о полученных впечатлениях (рисунок на тему: «Профессия «Шахтёр»)
  1. Понравилась тебе экскурсия?
  2. Почему?
  3. Когда ты вырастешь, выберешь профессию шахтёра?
  4. Что в труде шахтёра тебе больше всего понравилось?
  5. Узнал ли ты что-нибудь новое для себя?
  6. Нарисуй, что тебе больше всего запомнилось на экскурсии.
Спасибо за участие!

 

Обсуждение закрыто.