Конспекты занятий по правилам дорожного движения
детей старшего и среднего дошкольного возраста
Воспитатели: Скударнова Н.А.
Дианова О.А.
Занятие № 1
Тема: «Грузовая машина»
Цели: 1. Дать детям представление о грузовой машине, об основных её частях (колеса, двери, окна, кабина, руль, кузов).
- Развитие речевой активности детей.
- Воспитание у детей уважительного отношение к труду водителя.
Словарная работа: грузовик, водитель, колеса, двери, окна.
Материал: посылка, грузовик, руль, медали птиц, кот.
Ход занятия
I. Оргмомент
1. Психогимнастика: «Назови себя».
Предлагаю ребенку назвать свое имя так, как ему больше нравится, как он хотел бы, чтобы его называли.
2. Пальчиковая гимнастика: «Птичка».
Соединить все пальцы в цепочку, постучать ими по столу, имитируя движения птичек, клюющих зернышки.
II. Введение в тему
1. Сюрпризный момент:
Стук в дверь, посылка, а что в посылке догадайтесь сами.
2. Загадка:
«Пьет бензин, как молоко
Может бегать далеко». (Грузовик)
III. Беседа о грузовой машине.
— Посмотрите, дети, какая красивая большая машина.
— Что есть у машины? (колеса, двери, окна, кабина).
— Какая это машина грузовая или легковая? (грузовая).
— Правильно, это машина грузовая, она перевозит грузы. А находится они вот здесь, в кузове (показ).
— Где находятся грузы?
— Какие грузы можно перевозить на этой машине? (песок, кирпич, уголь и т.д.)
— Кто сидит в кабине? (водитель).
— Что делает водитель? (он ведет машину). Водитель с помощью руля управляет машиной. Покажите руль.
— Какие еще машины вы видели на улице?
— Где едут машины? (по дороге, по улице).
2. Физминутка: подвижная игра «Воробышки и автомобиль».
3. Показ инсценировки стих А. Л. Барто: «Грузовик».
4. Беседа по содержанию стихотворения.
— Кого мы хотели прокатить в машине? (кота)
— Получилось ли прокатить кота в машине? (нет). Почему?
IV. Итог
— Что перевозят грузовые машины? (грузы).
— А где они находятся? (в кузове).
— Из каких частей состоит грузовая машина?
«Едет по дороге, громко гудит».
— Что это?
— Дети, с какой машиной мы сегодня познакомились на занятии?
— Молодцы!
Занятие № 2
Тема: «Едем в автобусе»
Цели: 1. Дать детям представление об автобусе, его функциональном назначении.
- Развитие мышления, дифференциации цвета (красный, зеленый).
- Воспитание у детей умения слушать и воспроизводить рассказ педагога.
Словарная работа: кабина, руль, колесо, водитель, салон.
Материал: картина «Едем в автобусе»; игрушки: легковой, грузовой автомобили, автобус, эмблемы машин, 2 флажка (красный, зеленый), мяч.
Ход занятия
I. Оргмомент
1. Психогимнастика: «Позови ласково».
Ребенку предлагаю бросить мяч любому сверстнику
и позвать его ласково по имени.
2. Пальчиковая гимнастика: «Молоток».
Постучать кулачком одной руки по ладошке другой.
II. Введение в тему
1. Проблемная ситуация:
– Дети, я предлагаю вам отправиться в путешествие по городу.
— На чем мы можем поехать?
2. Беседа:
— Посмотрите, у меня на столе стоят автомобили. Назовите их. (легковой, грузовой, автобус).
— Давайте решим, на чем можно путешествовать?
— На легковом автомобиле можно? (можно). Но в него мы все не войдем, нас много.
— На грузовом автомобиле можно? (нет). Почему нельзя? (потому что он перевозит грузы, а не людей).
— А на этой машине можно? (показать автобус). Правильно, можно.
— Это автобус – он перевозит людей. Ведет автобус водитель и едет он по дороге.
— Где сидит водитель? (в кабине). А люди сидят в салоне.
— Где сидят люди? (в салоне). Они являются пассажирами.
— Когда вы поедете в автобусе, вы тоже будете пассажирами.
— Кто может ехать в автобусе?
III. Рассматривание Картины «Едем в автобусе».
— У автобуса есть кабина (показ). В кабине за рулем сидит… (водитель). Окна, двери, колеса, салон. А в салоне находятся пассажиры.
— Кто находится в салоне? (пассажиры).
— Девочки едут одни? (нет, они взяли с собой зайку и кота).
— Почему не едет автобус? (водитель ждет мальчика). Мальчик спешит, опаздывает. Вместе с мальчиком бежит Буратино.
— Что кричат из окон пассажиры? (скорее).
— Автобус стоит на остановке.
— Где останавливается автобус? (на остановке)
2. Физминутка: «Красный, зеленый».
На детей надеваю эмблемы машин, даю рули. Они ездят по группе. Показываю красный флажок – останавливаются, зеленый – едут.
3. Совместный рассказ воспитателя с детьми:
— А сейчас послушайте рассказ, который я сочинила. Взрослые сделали детям автобус. Автобус получился, как настоящий: впереди кабина с рулем, сзади салон с окнами. Вова – водитель. Девочки – пассажиры. Они взяли с собой зайца и кота. Сейчас автобус тронется и поедет. Мальчик опаздывает, он бежит изо всех сил. «Скорее, скорее! – кричат девочки, — Уезжаем!»
IV. Итог
— На каком транспорте можно путешествовать? (на автобусе).
— Кого перевозит автобус? (перевозит людей).
— Где находятся люди? (в салоне).
— Кто едет в салоне? (пассажиры).